В малых деревнях индустриальной Челябинской области живут и ведут личное хозяйство около 300 тысяч сельских женщин.
Мал золотник
Цивилизация приходит в сельские семьи в виде телефонов, умных насосов, мотоблоков, микроволновок и прочих изобретений. А природа напоминает о себе в первую очередь метелями и снегопадами. Вот самый простой пример. Допустим, трактор до семи утра прочистил проселок, а хозяин перед работой откопал машину и проезд до дороги. Все равно хозяйке забота. Крутится под снегопадом с лопатой – срезает вал от грейдера возле ворот, пробивает проходы до стайки, до бани, компостной ямы…
Деревенская усадьба круглый год требует от женщины сил и терпения. И, конечно, здоровья. Просто беседуешь со старожилами – они больше всего жалеют о былых деревенских медпунктах и незаменимых землячках-фельдшерах. В двух шагах тебе и уколы, и физкабинет, и прививки. А сейчас даже в новенькие, но удаленные ФАПы фельдшеров заманить трудно. Отвыкли молодые специалисты от деревенской жизни. Ищут работу в основном в мегаполисе, там всегда нужны медики.
Если жителей очень мало, то и ФАП не строится. Около 20 сосновских деревень из восьми десятков насчитывают сегодня от 60 до 200 жителей (это с пропиской). Здесь нет работы для молодых, школьников возят на занятия на автобусах.

Но вопреки всему в XXI веке каждую весну встречают яблоневым цветом деревеньки Шимаковка, Бухарино, Осиновка, Киржакуль и многие другие. Их историю продолжают в основном местные женщины за 60-70 лет и дачники. К сожалению, к этому возрасту мужчин в сельских семейных парах становится меньше.
Многие бабушки продают свои домики и переезжают к детям. Но другие сельчанки остаются. Они по-прежнему активны, всегда на народе, с внуками или в работе на своих участках. Тут не столько природная крепость, сколько сильный характер и молодой взгляд на жизнь. Недавно вот слышу от одной «не уехавшей» энергичной жительницы:
– Если сама себя в пожилые не запишешь, – кому какая разница, сколько тебе лет? Я понимаю, женщина на девятом десятке уже в возрасте, видно, что пожилая. А шестьдесят, семьдесят лет – какая же это старость? Жизнь вокруг меняется, и человек вместе с ней. Для некоторых в 60 лет все только начинается.
Шанхай – это молодость
Деревня Урефты входит в Долгодеревенское поселение и состоит из одной очень длинной улицы Озерной. А также из переулков, Дачного края и Шанхая.
К Китаю этот местный Шанхай никакого отношения не имеет. Неофициальное название закрепилось в 70-е годы, когда у восточной околицы появились новоселы – молодые рабочие и специалисты Урефтинского отделения учхоза ЧИМЭСХ. Веселый, пестрый и дружный народ со стайками ребятишек всех возрастов. Молодежь заселилась в коттеджи на четыре хозяина. Хозяйство построило пять больших домов на Озерной и еще двухквартирники на северном въезде.
В конце 70-х на отделении работали ферма, конный двор, медпункт, столовая и, конечно, клуб. То есть местное сообщество было хорошо организовано. С четкой структурой. Люди имели постоянный заработок, квартиры и вообще жили в развитом социализме.
Как и во многих малых деревнях, через 50 лет этой прежней крепкой опоры-структуры не стало. И человеческие жизни не вечны. Многих родных, соседей и друзей односельчане за полвека проводили на сельское кладбище.
…Маленькому населенному пункту так легко исчезнуть. Статистика свидетельствует, что между переписью населения 2010 года и 2020-21 годов (из-за ковида перепись шла два года) только в Челябинской области больше 10 малых деревень опустели, остались без населения. Число жителей медленно-медленно сокращалось, а потом оставшиеся разъехались.
Немного о матриархате
Хочешь жить там, где родился, и жить лучше? – Добивайся этого. Именно так думают многие сельчане в малой деревне Урефты. Жители здесь сумели организовать свое местное сообщество заново. Использовали принцип, известный с древности, – матриархат.
…Когда люди решились на газификацию своей деревни, женщины старшего поколения назубок выучили, что за чем последует, какие существуют льготы и как надо правильно действовать. И доступно разъяснили соседям, знакомым.
Люди помоложе (это в основном дети старожилов и позитивные дачники) взяли на себя контакты с районными организациями, а также с фирмами, ведущими газификацию. Возле сельского магазина прошло несколько сходов. Информированные женщины начали сбор средств на проекты.
В те месяцы для важной информации был создан поселковый чат. Сейчас в нем 116 участников. Вопросы обсуждают самые жизненные – скажем, обработка участков от клеща, проведение прививок от бешенства домашних животных. Лес-то в двух шагах от деревни.
Не зарыть таланты в землю
Не упомянуть о роли мужчин было бы несправедливо. Например, в самое метельное время снежных заносов водители, застрявшие в сугробах, благодарили за помощь Николая Стафеева. До сих пор помнят жители, что для установки памятника воинам-односельчанам много сделали Борис Слукинов и Алексей Клименко. Мужчины-автомобилисты добиваются ямочного ремонта асфальтированной дороги от тракта до деревни.
Если умелый человек владеет хотя бы клочком земли – она вскоре начинает цвести и плодоносить. Местные хозяюшки весь сезон удивляют односельчан роскошными урожаями своих садов и огородов. Говорят, сад – это самая чистая из страстей. И уж точно работа с растениями продлевает здоровое долголетие этих почтенных дам.
Еще большее уважение вызывают те, кто учит заботиться о земле детей и подростков. Трудовыми десантами на детской площадке или в других точках деревни обычно руководит Ирина Евтихова. Она всегда находит общий язык с ребятами. Многие из них, кстати, благодаря ей, знают колядки и рождественские традиции.
Поддержка
Беседуем с председателем поселкового совета ветеранов Зинаидой Апокиной. На недавних выборах депутатов Законодательного Собрания области и районного Собрания депутатов Зинаида Петровна работала в составе избирательной комиссии на участке.
В дни голосования односельчане с одобрением говорили об обновленной дороге по главной улице, о природном газе, пришедшем на усадьбы. Но люди ставили и новые проблемы. Например, трехкилометровая дорога до тракта сейчас в разбитом состоянии. Есть смета, но, по-видимому, ремонт откладывается до сезона 2026 года. Нужно привести в порядок и дорогу до деревенского кладбища. Пока там большие ямы.


На фото: было/стало, лето 2025 года, дорога по улице Озерной д. Урефты
– Сейчас происходит преобразование нашего сельского района в округ, – добавляет Зинаида Петровна. – За недавние два-три года жители деревни ощущали постоянную поддержку от администрации Долгодеревенского поселения, главы поселения Александра Сергеевича Желтова. Надеемся, что с административными переменами поддержка малых деревень, в том числе и нашей, будет сохранена и упрочена.
Это только небольшая зарисовка о наших современницах-сельчанках. А всего по данным Росстата, около 300 тысяч женщин Челябинской области живут и ведут свои личные хозяйства на границе природы и цивилизации – в деревнях и малых поселках.
Главное фото: 1974 год. Коллектив фермы Урефтинского отделения учхоза. Реставрация старого снимка – Евгений Апокин.
Автор: Ирина Русакова
фото автора





