По следам находки
В связи с подготовкой юбилейного сборника в честь 90-летия Сосновского района директор местного музея Татьяна Жукова обратилась с запросом в Государственный исторический музей Южного Урала.
Как известно, в этом музее (одном из самых интересных современных музеев России) не первый год экспонируется древняя литейная форма, найденная в нашем районе. Более 10 лет южноуральские историки настойчиво изучают редкий артефакт. С уникальной формой сравнивают многочисленные предметы, найденные на других раскопках и относящиеся к тому же историческому периоду. Что же удалось выяснить?..
![Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять](https://sosnovosti.ru/wp-content/uploads/2024/04/8-1.jpg)
Общественная редакция сборника благодарит дирекцию музея за предоставленный развернутый ответ и профессионально выполненные фотоиллюстрации.
О ювелирной форме древнего мастера
Из работы доктора исторических наук Андрея Епимахова «Материалы к истории ювелирного дела
(бронзовый век Южного Зауралья)»
На восточном берегу Киржакуля
…Эта находка была сделана в 2007 г. в окрестностях п.Теченского (Сосновский район) в размыве восточного берега озера Киржакуль. Артефакт связан со слоем поселения Киржакуль I. На площадке поселения размером около 8000 кв. м были зафиксированы четыре впадины и собраны многочисленные подъемные сборы. По заключению автора обследования, керамический комплекс содержал алакульские, федоровско-черкаскульские и межовские черты.
Изделие представляет собой тальковую плитку трапециевидного сечения (88 * 62 * 13-15 мм) неправильной формы со сглаженными гранями. Боковые грани несут слегка заглаженные следы резки металлическим (?) лезвием. Видимо, первоначально мастер пытался придать ей форму, близкую к овалу. Однако в процессе эксплуатации (или изготовления) произошел слом вдоль одного из двух углублений для отливки стержней трапециевидного сечения. Судя по всему, именно эта поверхность обрабатывалась первой.
![Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять](https://sosnovosti.ru/wp-content/uploads/2024/04/7-3.jpg)
литейной формы. Фото предоставлено Государственным историческим музеем Южного Урала.
На этой стороне расположены четыре негатива разных изделий, лишь два из которых хорошо опознаваемы и культурно диагностируемы. Первый предназначен для изготовления круглой бляшки диаметром 25 мм с изображением креста и концентрическими окружностями по периферии. Крест образован тройными линиями, сходящимися в центральной точке (углубленной на 3 мм). Большинство линий имитирует тонкий чекан.
Очень близкие аналогии этому украшению происходят из материалов могильника Степное 7 и других алакульских памятников. Большинство украшений изготовлено из тонких пластин (фольги до 1 мм толщиной), вероятно, с помощью чеканки или штампа. Естественно, что рельеф лицевой и оборотной поверхностей дублируется. (В нашем же случае, судя по негативу и каналу для заливки металла, изделие было литым).
Серьги, розетки, декор
Не исключено, что внешний облик конечного продукта существенно изменялся в ходе следующих технологических операций. На такую мысль наводит облик одного из негативов литейной формы из материалов поселения Старо-Кумлякское, определяемого авторами ее публикации как «женские серьги в виде цветов» [Аркаим, 2009, с. 186]. При таком варианте интерпретации бляшки в дальнейшем могли использоваться как отдельные элементы декора.
Еще более загадочным выглядит негатив, образованный серией отверстий, соединенных, в свою очередь, системой линий. Три из них оконтуривают конусовидную фигуру, основание и верхняя (зауженная) треть которой пересечены отрезками. Окончания отрезков оформлены отверстиями, образующими крестообразные фигуры.
Венчает конус «розетка», состоящая из центрального и семи периферийных отверстий. Центральное, несколько асимметричное отверстие розетки углублено значительно сильнее остальных (5 мм) и могло использоваться для совмещения створок литейной формы.
Важными для интерпретации являются незначительная глубина рельефа и отсутствие литника – канала для заливки металла, который в других случаях обозначен очень четко (2-5 мм относительно плоскости).
Тем не менее этот сектор орудия мог выполнять функцию основы (матрицы) для изготовления украшений из тонких пластин металла, но не в технике литья, а в технике штамповки и/или чеканки. В этом случае, например, центральное углубление «розетки» могло служить для пробивания сквозного отверстия для подвешивания.
Бронза и (или) золото?
Ни один из негативов украшений на основной плоскости формы не имеет полных соответствий в материалах раскопок. Даже круглая бляха и ромбическая подвеска имеют существенные отличия в технологии изготовления. Объяснений данному обстоятельству может быть несколько.
Во-первых, мы имеем дело лишь с одной створкой. Толщина конечных изделий (блях и подвески) теоретически могла достигаться за счет совмещения со второй. Правда, в этом случае сложно обеспечить полноценное заполнение всего пространства, поскольку вязкость металла должна быть очень низкой (за счет собственных свойств материала или высокой температуры). Если использовалась относительно легкоплавкая оловянистая бронза, – завершающими операциями в этом варианте были проковка и прочеканка всей поверхности. Таким образом, литье в сложно профилированную форму практически теряет смысл, гораздо проще использовать пластину.
Иначе обстоит дело с драгоценными металлами, хорошо известными местному населению. Они более легкоплавки и пластичны.
На допущении об использовании в повседневной жизни этих материалов построена вторая версия, кажущаяся более основательной. Описанные изделия, отлитые из бронзы, были достаточно массивны, но применялись не как самостоятельные украшения, а в качестве штампа. Техника плакирования хорошо документирована в алакульских и предшествующих им комплексах.
Золотая (или серебряная) фольга за счет высокой пластичности легко принимает форму основы.
Что касается функциональности либо нефункциональности формы, то ее эксплуатация имеет прямое подтверждение в виде следов металла.
К сожалению, А.М. Юминовым (Институт минералогии УрО РАН) проведена только визуальная идентификация очень маленького по объему образца, глубоко и прочно застрявшего в каменной основе. Его извлечение для проведения аналитических операций требует частичного разрушения артефакта. Фрагмент каплеобразной формы размером 5-7 микрон имеет красновато-бурый оттенок.
Ценность для мастера
Высокая степень специализации в эпоху бронзы не кажется большой натяжкой, когда идет речь о ювелирном искусстве. Технологически это искусство никак не уступает в сложности, например, металлургии.
Редкость археологических находок литейных форм для украшений может свидетельствовать об их высокой ценности для мастера. Это может свидетельствовать также о сравнительно небольшом числе ювелиров в пределах социума.
Благодарности
Автор считает приятным долгом упомянуть автора находки ученика Теченской средней школы Д.Шагеева, а также его учителя В.А. Кандаурова, передавших форму на государственное хранение. Кроме того, словом и делом в изучении артефакта помогли Н.Б. Виноградов (ЧГПУ) и Ю.П. Чемякин (УрГУ), ознакомившие автора с неопубликованными аналогиями, а также В.В. Зайков, А.М. Юминов (Институт минералогии УрО РАН), проведшие петрографический анализ. Трасологические наблюдения и макрофотография выполнены А.Г. Берсеневым.
![Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять](https://sosnovosti.ru/wp-content/uploads/2024/04/1-16.jpg)
Исследование артефакта провел…
Андрей Владимирович Епимахов – профессор кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Научно-образовательного Центра евразийских исследований ЮУрГУ, специалист по эпохе бронзы, руководитель археологических экспедиций, автор многочисленных публикаций. С 2005 года Андрей Владимирович является членом Европейской Ассоциации археологов, с 2013 года – Всемирного Археологического конгресса.
![Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять](https://sosnovosti.ru/wp-content/uploads/2024/04/2-15.jpg)
профессор кафедры отечественной
и зарубежной истории ЮУрГУ. фото ЮУрГУ
Руководитель раскопок древнего поселка на Киржакуле
Владимир Алексеевич Кандауров – учитель истории и обществознания Теченской школы Сосновского района, руководитель кружка юных археологов, научный руководитель исторических рефератов старшеклассников, организатор их участия в раскопках на Аркаиме и в Стране городов. Первым изучил полузатопленный озером древний поселок бронзового века на берегу Киржакуля. Создатель школьного музея с многочисленными экспонатами эпохи бронзы.
![Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять](https://sosnovosti.ru/wp-content/uploads/2024/04/6-3-scaled.jpg)
Автор находки
Дамир Шагеев – в начале 2000-х годов – старшеклассник Теченской школы, участник кружка юных археологов, участник раскопок, автор одного из рефератов.
Стали ценить «черепки»
Благодаря Владимиру Алексеевичу Кандаурову, светлая ему память, изучение истории стало всеобщим увлечением в старших классах Теченской школы.
Обломки древних чаш, обработанных камней, металлические изделия непонятного назначения – все это ребята приносили учителю в огромных количествах. Директор школы Любовь Бухтаренко помогла юным исследователям создать музей.
Под руководством Владимира Алексеевича многие ребята систематизировали свои находки, защищали рефераты, выступали с интересными сообщениями перед сверстниками и взрослыми. Большой резонанс получило аргументированное выступление учителя истории Кандаурова на одной из научных конференций в Челябинске.
Собственно, после этой «информационной атаки» начинающих археологов в научной среде Челябинска появился интерес к совершенно не изученному древнему поселению на берегу Киржакуля. А местные жители перестали отбрасывать обломки древней керамики, пролежавшие на берегу более 4000 лет.
![Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять](https://sosnovosti.ru/wp-content/uploads/2024/04/10-1.jpg)
«Вы отдали лучший артефакт!»
Так говорили некоторые краеведы и педагоги после передачи ювелирного диска-формы из района в областной музей. Другие любители истории спорили и не соглашались с этим мнением.
Как можно говорить, что форма «потеряна», если ее наконец стали изучать профессионалы? Прошлое нашего края и без того мало известно планете. Сенсационные открытия на Урале и в Сибири в мире как-то замалчиваются.
А киржакульская литейная форма доказывает, что у наших далеких предков были собственные неповторимые культура и искусство. Природа щедро подбрасывала уральцам золотые самородки и руду – почему бы не научиться плавить золото и медь? Ничего удивительного, что женщины в то время красовались в золотых украшениях. В древности считалось, что блеск и покачивание подвесок и сережек отпугивает злых духов (и привлекает любовь!). Золотая шейная гривна защищает жизненные силы. В своем неповторимом стиле украшались также кони, оружие, домашняя утварь.
Мы знаем о четырехтысячелетней «бронзовой» истории Урала еще очень мало. А о других эпохах – еще меньше. Главные открытия ждут впереди.
![Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять](https://sosnovosti.ru/wp-content/uploads/2024/04/3-11.jpg)
Лекция профессора Здановича
Это собрание совета музея в Долгодеревенском в октябре 2013 года до сих пор помнят все участники. Челябинские ученые во главе с первооткрывателем Аркаима удивили тогда своей новой работой. Они привезли отливки с «нашего» каменного диска-формы. Не менее полутора часов Геннадий Борисович рассказывал об этих амулетах и украшениях и отвечал на вопросы.
![Артефакты под микроскопом: древняя форма с берега Киржакуля продолжает удивлять](https://sosnovosti.ru/wp-content/uploads/2024/04/4-4.jpg)
На диктофонной записи особенно интересна его версия об отливке в виде фигурки лягушки. Этот амулет, по представлениям древних, помогал облегчить женщине роды.
Увлеченные историки как бы переносятся на машине времени в изучаемую эпоху. Вот как описывал поселок бронзового века на Киржакуле учитель Владимир Кандауров. В поселке были выстроены огромные, немного углубленные в грунт полуземлянки вытянутой формы. Жилища перекрывались прочными крышами с отверстиями для выхода дыма очагов. Зимы тогда были теплыми, и люди вели хозяйственную деятельность весь год.
Четыре жилища были установлены параллельно друг другу и соединялись широким крытым тоннелем. Если поселок погружался в снегопад, этот хозяйственный коридор помогал пережить непогоду. Люди бронзового века не испытывали ни голода, ни жажды. Рыбное озеро, богатый лес и домашние животные давали возможность делать запасы разнообразной еды. Врагов, судя по всему, в округе не было.
На этом мирном фоне в поселке спокойно работали гончары, лекари, сказители, охотники и собиратели, земледельцы, портные, плотники. Были умелые мастера по выплавке меди. И, как уже доказано, даже прекрасные ювелиры-златокузнецы, творившие красоту.
Автор: Ирина Русакова
Фото: Государственный исторический музей Южного Урала, из архива редакции, с сайта ЮУРГУ, семейного архива Владимира Кандаурова