Настя фактически стала мамой для 14-летнего Александра, 11-летней Александры и 9-летней Анны. Официально семья стала замещающей. Это такая форма семьи, где дети находятся под опекой людей, которые не являются их биологическими родителями. Корреспондент «СН» встретилась с Анастасией Калининой.
Анастасия, Анна, Александр и Александра
– Вас зовут Анастасия, ваших брата и сестер – Александр, Александра и Анна. Ваши родители всех детей специально назвали на букву «А»?
– Да, у нас такая особенность. Родители все время смеялись, если будут звонить и спрашивать Сашу, мы будем говорить: вам мальчика или девочку?
– Расскажите о себе и своих родных.
– Моя профессия связана с сельским хозяйством. Когда я отучилась в колледже (при Южно-Уральском государственном аграрном университете в Троицке), пошла в «Зарю» в Баландино, потом работала в Сосновской Ветстанции и на «Макфе». Сейчас работаю в «Рависе» зоотехником и продолжаю учиться заочно в Троицке. Получаю высшее образование, учусь на ветеринарного врача. Думаю, что позже стану работать ветеринаром.
Александр. Сейчас Саше 20 лет, он окончил 9 классов и поехал учиться в Троицк, в тот же колледж. У него был выбор: либо специальность, связанная с механизацией, либо военное училище в ЧВВАКУШе. Я ему сказала: давай в Троицк, мне так будет спокойнее, да и у тебя душа лежит к механике. Александр поступил в колледж в 2020 году, в этом он его оканчивает, в июне у него защита диплома. Учится отлично, у него будет красный диплом. Кроме этого, подрабатывает в автосервисе в Челябинске, стал там старшим механиком и купил машину.
Александра. Вторая моя выпускница и тоже Саша. В этом году оканчивает девятый класс. Учится старательно. Ходит в секцию по волейболу. Дома ей нравится йога. После девятого класса мы с ней путь уже наметили. Хочет поступить в Санкт-Петербурге в колледж. Там в основном учат на дизайнеров, но, может быть, она пойдет на хореографическое отделение. Еще Саша успевает подрабатывать – в кафе «Свои» в Рощино. Мы с ней копим на Питер.
Анна. Наш самый младший ребенок. Очень любит семейные посиделки. Оканчивает седьмой класс. Любит делать макияж как визажист. Она такие стрелки делает идеальные, линейкой можно измерять. Я ей дарила специальные наборы, кисти, палетки. Иногда прошу ее накрасить меня, когда куда-нибудь иду. Животных любит. На хомяках бизнес сделала: родилось четыре хомяка, она их продала. На вырученные деньги поменяла террариум, сделала им какие-то колесики, чтобы не скучали. Еще она у нас рукодельница. Когда жили в Есаулке, она мне из глины всякие статуэточки делала. Недавно торт вкусный приготовила.
Мы все пережили одно и то же
– Они сейчас все, можно сказать, в подростковом возрасте, а он считается сложным и для детей, и для взрослых. Трудно?
– Конечно, трудно. Когда я их взяла, мысль была одна – надо забрать – и все, дальше уже должно быть хорошо. Сейчас я понимаю, ситуация-то непростая. Когда ты родитель, мама, у тебя есть авторитет. А здесь – ну сестра и сестра, еще и разница в возрасте небольшая. Иногда поссоримся, и можем даже не разговаривать день-два. Но все равно, в глубине души-то все понимают, что ты – единственный взрослый человек у них. И брат единственный. Как бы ни было трудно, все равно стараешься им что-то объяснить.
– Трагедия случилась 30 декабря. Когда все произошло, вы были в Троицке?
– На тот момент я как раз была дома, приехала на каникулы. Каждый раз трудно вспоминать в годовщину перед Новым годом. Садимся, молчим минут десять. На кладбище ездим обязательно, разговариваем с родителями. Они рядом похоронены. И вот так года четыре подряд было и, конечно, Новый год не ощущался как праздник. Младшие выли просто. Перед 2023 годом я решила: отношение к ситуации меняется через эмоции – значит, надо менять обстановку. Мы поехали в Казань встречать Новый год, чтобы нам хоть не так плохо было. Сейчас все вспоминаем, как круто, что тогда съездили.
– Как вы морально смогли справиться?
– По большому счету, мы все пережили одно и то же, но сестры как-то больнее. Меня сразу захватило то, что о них надо заботиться, и проблемы, которые надо решать. Самое страшное, что ребенок может потерять – это маму и папу. Они уже потеряли и у них это чувство страха исчезло. Я сначала думала, что они маленькие еще. Оказалось, я основной удар на себя взяла – надо, чтобы кто-то рядом был, а у меня никого не было. Подсказать, поддержать некому. С братом сейчас могу поговорить, у нас разница в шесть лет и другой контекст разговора. С девчонками иначе. Ане в апреле исполнилось 15, Саше в июне будет уже 17 лет. Саша еще может взять ответственность за Аню, а Аня совсем как ребенок.
Бывает, что родители с подростками справиться не могут. Я сестра. Иногда им даю свободу, чтобы они научились чему-то. Мне говорили: это же девочки, их надо в строгости держать. А я поняла, что чем больше их держишь, тем больше отторжение идет. Хорошо, что все легко отходчивы. Кстати, когда другие взрослые им говорят что-то, они прислушиваются. Саша, например, с классным руководителем может поговорить, потом придет, расскажет.
Главное, все живы-здоровы
– Из того дома, где раньше жили, вы уехали?
– Да, сначала мы переехали в Есаулку, там немного поучились, потом уехали в Рощино. Раньше у нас был огромный дом, где все произошло. Он для меня был проблемный: за охрану, за свет, налоги – за все надо платить. Я его продала и для меня это такая радость! Родители, когда были живы, хотели его продать. У меня получилось буквально завершить дело родителей.
Теперь я взяла ипотеку, мы купили квартиру в Вишневой горке. Саша уедет в Петербург, Ане еще доучиваться в школе.
– После горестных перемен в жизни бывает так, что сложности возникают даже на бытовом уровне: сходить в магазин, что-то сделать. Из-за этого в семьях возникают конфликты. Как вы с этим справляетесь?
– Ссоры случаются, конечно, из-за быта. Я их иногда грязнульками называю. Приду, оглянусь, думаю: с собакой не погуляли, полы не помыли, а я уставшая. Но понимаю, что орать не стоит, что это ерунда. Пять лет назад у меня же совсем другая цель была. Мне главное было, что они рядом. Сейчас девчонки такие красивые, шикарные. Все живы-здоровы. И это самое главное. Иногда уезжают в лагерь и дома становится тихо. День тихо – хорошо, два тихо – хорошо. А на третий думаешь: ну почему так тихо, что не так? Мне люди со стороны иногда говорят, что я девчонок избаловала. Ведь я старалась просто их сберечь. Они так и реагируют иногда – Настя придет и все решит. Вот с этим проблемы бывают. Думаю, с возрастом пройдет.
– Брат как единственный мужчина, наверное, много на себя берет?
– Все, что по дому сделано – его руками. Все проблемы с отоплением, электричеством, во всех этих моментах управлял брат Саня. У него огромный опыт в ведении хозяйства и ремонте, как бытовой техники, так и в автомобилях, несмотря на молодой возраст.
– Когда родителей не стало, как вы жили, ведь тогда вы сразу не могли оформить над детьми опеку.
– Мне нужно было еще полгода, чтобы окончить техникум. Тогда передо мной встал выбор – либо бросать учебу и устраиваться на работу, либо доучиваться. Я доучилась. В первые полгода дети оставались с тетей со стороны матери. Она их отвлекла достаточно сильно. Дети ездили по лагерям, по санаториям. Летом я их забрала. Сначала пришлось обучаться как родитель, я же молодая совсем на тот момент была.
Трудный возраст
– После семейной трагедии дети иначе воспринимают окружающий мир. Вы это замечаете?
– Я недавно смотрела прошлогодние фотографии, каждый из нас очень изменился. Все очень повзрослели. По сравнению с другими ребятишками мои взрослее. Это результат стресса, ситуаций, которые казались безвыходными. У них имеется некая закрытость и ранимость. Например, у Ани были конфликты с учителем. Она говорит: учитель мне ставит два, у нее предвзятое отношение. Мы пришли потом, поговорили. Сейчас у нее это любимый предмет. К тому же, они везде пытаются защититься. Девчонки же острые на язык, научились себя защищать. Иногда черствые даже. Но это переходный возраст. Когда вся семья в сборе, как-то это мягче.
– Девочки как-то выражают заботу о вас?
– Выражают по-своему. Например, был мой день рождения, они так креативно подошли к этому, я бы так не сумела. Насмотрелись примеров в интернете и комнату мне так же красиво украсили, торт со свечками, хлопушки. Девочки могут сами приготовить еду. Они и меня накормят, и сами голодными не будут. Сначала думали, что я очень строгая. Думаю, когда у них свои дети будут, они меня поймут.
Есть цель, мы к ней идем
– Какое у вас сейчас отношение ко всему произошедшему с родителями?
– Когда произошла трагедия, не было такого, что я кого-то винила. Я их люблю, скучаю по ним. Когда на меня все это навалилось и было трудно, злило, что они не решили многие проблемы со своей стороны. Сейчас все перешло в другую стадию. Теперь я просто им благодарна, что они были. Мы уже можем спокойно смотреть фотографии, видео. Стадия острого траура прошла, слезинки, конечно, могут набежать, но это уже другие ощущения. У нас теперь другая жизнь. Я ребятишек всегда учу: у нас есть общая цель и надо идти вместе.
Эмоции, конечно, могут сыграть злую шутку. Могут прекратиться отношения или поменяется все с ног на голову. Поэтому я все время говорю: та история – это история родителей, не наша. Ты строишь свою жизнь, и от тебя зависит, нравится тебе она или нет. Можно, конечно, и в 50 лет понять, что ты терпеть не можешь ни работу, ни семью, ни дом свой, только виноватым во всем этом будешь ты сам.
Я очень люблю одну фразу: «Счастливая мама – счастливая семья». Всем нравится, когда мама счастливая, занимается любимым делом (будь это работа или бизнес), когда у нее в семье царит любовь, уважение. Грустно, когда она урабатывается с утра до ночи, чтобы сделать всем хорошо, а в доме царят ссоры и конфликты.
Моя семья не исключение: когда мне как родителю радостно, то и все счастливые. И брату Саше я всегда говорю – делай то, что тебе по душе! Хочешь быть автомехаником – иди в этом направлении. Важно быть мастером в своем деле. С сестрой Сашей аналогично. Есть цель, мы к ней идем. С Аней пока нет определенности в профессии, но по крайней мере она занимается тем, чем желает.
Глядя на эту дружную семью, хочется сказать, что не стоит терять надежду. В тяжелые времена самое главное – держаться друг друга, быть опорой и поддержкой себе и своим близким. Ценить каждый момент, жить настоящим и верить в будущее.
Автор: Людмила Труханова
Фото из архива Анастасии Калининой