Москва, лето 1943 года. Студентки-добровольцы из Кировской области Нина и Женя только что получили фронтовые специальности. В числе других техников по радиопеленгации младшего лейтенанта Нину направили на один из военных аэродромов.
Вскоре началось наступление. «Оружием» техника-лейтенанта Нины стала установка РАП-150, которую девушка изучила от и до. Их часть шла в наступление в составе Третьего Украинского фронта. Зенитчицы «ловили» цель в небе и не отпускали до тех пор, пока наши орудия не обрушивали бомбардировщик на землю.
Мощные ЗИСы тянули пеленгационную технику по разбитым фронтовым дорогам. Со всеми поломками аппаратуры девушки-техники справлялись сами, хотя в боевых условиях это требовало рискованных рейдов по вражеской территории. Их часть прошла с боями почти пол-Европы: Польшу, Румынию, Чехословакию, Германию.
Техники по радиопеленгации контролировали небо на передовой. Одни вели радиолучом вражеские самолеты на высоте, другие «пасли» их светом прожекторов под огнем нашей артиллерии. Цель сбита – победа общая!

Особенно много фашистских самолетов было сбито в ходе наступления в Венгрии, вспоминала потом Нина Алексеевна Борцова. После освобождения Будапешта командир расчета Люба Иванова, сама Нина и многие их подруги были награждены орденами и медалями.
И вот он пришел, май 45-го. Нина узнала об окончании войны во Львове, куда ее направили на дальнейшую учебу по воинской специальности. Демобилизовали девушек только через много месяцев после боев.
Им всем тогда было только чуть за 20 лет! Но вчерашние бойцы выбирали для себя самые трудные пути. Командир расчета Люба Иванова решила учиться на инженера, чтобы восстанавливать разрушенные города и заводы. А Нина поступила в педагогический институт, готовила блестящий диплом. Вместе с новыми подругами-студентками они мечтали делом послужить своей стране.
Настало время распределения. Самым тяжелым регионом Союза на тот момент была Якутия. Учить детей там вообще было некому. Нина заявила однокурсницам, что попросится директором школы в Якутию. В общежитии изучала карты – река Лена, поселки Белькачи, Алдан, Улахан, приток Лены Учур… Читала все, что могла найти о тех краях. О золотых приисках, о судоремонтном заводе, совхозах.
Сейчас в это трудно поверить, но к моменту выпуска больше 20 девушек-учителей собрались в дорогу вместе со своим комсоргом. Нина знала, что единственная человеческая (если не сказать – материнская) опора для девчонок, защита и помощь в тех краях – это она сама. Налаживала нормальную жизнь и учебу, воевала с бюрократами, радовалась успехам «своих» школ. Самым надежным видом транспорта тогда стал самолет. А сколько раз сама правила оленьей упряжкой, добираясь в медвежьи углы.
…В январе 2025 года Нине Алексеевне Борцовой исполнилось бы 100 лет. Многие ее ученики-долговчане как-то раз советовались – не забыть бы. Но никто из нас не предполагал, что круглая дата совпадет с 80-летием Победы. Да, легко сосчитать, в 1945-м ей было всего 20 лет.

Борцова на школьной линейке
В середине 60-х годов переехать в Долгодеревенское ее заставило состояние здоровья – стало подводить много перенесшее сердце. Благоустроенный зеленый микрорайон, в двух шагах поликлиника и станция «скорой помощи». Родные и друзья были рады такому оазису. Но разве научилась боец Нина беречь себя? Впрочем, такова уж учительская судьба – постоянное напряжение, труд, переживания за своих учеников. Причем, не важно, это тревога за талантливых школьных «звезд» или за упрямых разболтанных «трудных». Для тех и других она стала источником знаний, светом, судом, авторитетом, высшей похвалой, если они этого заслуживали.
Вот отдельные черточки, которые помним и сегодня. Когда рассказывала о золотом веке русской поэзии, очень сожалела, что Александра Грибоедова у нас как-то недооценивают. Искала и доносила до нас новые факты о нем.
У Пушкина больше других любила страстное стихотворение «Клеветникам России». Перечитайте, через 200 лет звучит очень современно.
Мальчишкам всегда уделяла больше внимания, чем благополучным девочкам. Постоянно загружала их поручениями, творчеством, умела быть жесткой с раздолбаями.

Всех увлекла своей страстью к театру. В школьном театре поставила пьесы Карло Гоцци, Александра Островского («Гроза»), даже пьесу нашей выпускницы Ирины Петровой о ребятах-современниках.
Из всех песен Дунаевского больше всего любила песни из кинофильма «Дети капитана Гранта» – «Только смелым покоряются моря», «Веселый ветер».
Уже будучи «на отдыхе», организовала в южном микрорайоне спортивный клуб для трудных подростков, чтобы они не слонялись как неприкаянные, а соревновались и добивались победы.
…И ничего странного, что через много лет после школы к ней все так же приходили ребята из разных выпусков – поговорить, спросить совета.
Главное фото: 70-е годы, школьный вечер. Нина Алексеевна и старшеклассница Наташа Бабушкина (Рабек)
Выпускники Долгодеревенской школы разных лет