Неугомонных и активных женщин из Нагорного нам представила Екатерина Епанчинцева. Так мы познакомились с Татьяной Байшакуровой и её соратниками.
– Я не могу оставаться в стороне, когда мои друзья уходят на фронт, – эти слова сын произнес четко и с расстановкой. Только Татьяна слышала их как будто издалека. И видела фигуру стройного молодого мужчины сквозь густой туман, застилавший все вокруг. Поняла, туманом были слезы, калеными жемчужинами обжигавшие щеки. Она не хотела верить, что сын идет на войну. Принять не могла. Но и остановить молодого мужчину, сделавшего такой шаг, не решалась.
Прошли дни, недели. Специальная военная операция входила в новые стадии. Теперь Татьяна ежедневно следила за новостями, просматривала паблики, с нетерпением ждала звонка от сына. На глаза попадалась информация, как сотни женщин собираются в группы, общества, фонды, чтобы помогать ушедшим на фронт мужьям, сыновьям, братьям. Встречались знакомые фамилии.
В Сосновском районе в 2022-23 годах тоже формировались такие подразделения. Из муниципалитета на фронт шли гуманитарные конвои. В деревнях и селах мужчины и женщины, активная молодежь создавали группы помощи, покупали и собирали, что могли, чтобы как-то облегчить быт своих односельчан на передовой.
Татьяна Байшакурова, жительница небольшого поселка Нагорного Солнечного поселения, старалась принять участие в каждом сборе. Привозила соленое сало, собирала деньги, помогала с медициной отцу Димитрию из Свято-Никольского храма, волонтерской группе из Свято-Троицкого храма. Приглашала односельчан к действию, просила не стоять в стороне.
– Но всего того, что я делаю, мне казалось недостаточно. Иногда даже приходили мысли, что мое погружение в те события, что происходят на фронте, поможет сыну и его сослуживцам скорее справиться с противником. Узнала от женщин, что для ребят, уходящих на штурмовые действия, на закрепы, очень важен вес всего снаряжения. Это и БК, и медицина, и хозяйственные принадлежности, еда, вода. Парни предпочитают нести с собой легкие пакеты с едой и тяжелые боекомплекты. Вопрос с легкой едой решался просто: продукты должны быть сублимированными, сушеными, – рассказывает Татьяна Темерхановна.
По опыту известно, что ведение боевых действий сильно изменилось примерно за полтора года. Как только с той и другой стороны поняли перспективность использования БПЛА, первичную их неуязвимость, возможность вести разведку, доставлять грузы, проводить атаки укрытий, на поле боя стало гораздо меньше бронированной техники. Она оказалась уязвимой для коптеров. Усложнились условия доставки необходимых вещей на передний край.
– Мальчишки рассказывали, что иногда оказывались в укрепах отрезанные от второй линии. Ни на машине, ни на мотоцикле, даже пешим порядком ни еды, ни воды, ни БК доставить невозможно. Территория под перекрестным и очень плотным огнем. Тогда пакеты с сушеной едой привязывают к коптерам и сбрасывают ее в окопы своим. Так я озадачилась производством сухих каш и супов, фруктовых напитков. Начинала дома. У меня есть сушилка домашняя, ну, думаю, уж с ее-то помощью я насушу всего, – улыбается Татьяна, рассказывая про свой первый опыт. – Когда прошло две недели почти без сна и отдыха, когда сушилка работала круглосуточно, а сырых продуктов не убывало, обратилась к односельчанам.
На помощь пришла учительница Лариса Шушкова. Она прибегла к помощи интернета. Так появилась социальная группа «Тыл для СВОих». Сначала в нее звали знакомых, родственников и соседей. Лариса настаивала на том, чтобы приглашать односельчан не только в группу ставить лайки, но и привлекать к реальной помощи. Так сформировалась команда. Сара Альдикеева, Виталий Терентьев, Анастасия Гребенникова, Мария Федчик, Светлана Горбунова, супруги Созыкины стали постоянными помощниками и верными членами команды «Тыл для СВОих».
– Это мы называем тех, кто погружен с головой. Рядом с нами еще десятки наших сограждан, кто перечисляет деньги, помогает покупать медикаменты, приходит на фасовку, доставляет грузы в зону СВО. За ленточку от нас очень часто ездит Женя Васильева. Евгения Владимировна была одной из первых, кто поехал на фронт. Помощь брату Анатолию, погибшему в 2024 году, обернулась помощью десяткам наших бойцов.
Гуманитарку и спецоборудование возит Тимур Сафин. Не так давно с гумконвоем отправили нашим охотничьи патроны. Очень востребованный расходный материал, потому что ребята охотятся на дроны противника с охотничьими ружьями, – продолжает рассказ Татьяна.
Нам известно, что Тимур оформил документы, чтобы легально покупать охотничье снаряжение. Часто, проезжая мимо стрелкового клуба, испытываешь недоумение, когда видишь, как небедные мужчины часами стреляют по тарелочкам, сжигая сотни патронов просто так, для развлечения. Конечно, никто в глубоком тылу не отменял радости жизни, но иногда стоит подумать о СВОих.
– Наша группа растет. Я недавно стала администратором, сейчас стараюсь более активно поддерживать волонтеров, рассказываю обо всем, что происходит в группе, – вступает в разговор Виктория Ковалева. – Когда начинается фасовка сухих каш и супов, я объявляю сбор. Мы собираемся в доме у Татьяны. У нее под производство отведена целая комната. Все фасуем в пакеты, собираем в коробки, пакуем, подписываем. Теперь у нас уже налажены связи с группами и в Челябинске, и в других городах. Был случай, когда просили помощи вообще у незнакомых людей. Нашу машину встретили волонтеры в Новокуйбышевске, догрузили тем, о чем мы просили, добавили своего и отправили к нашим мальчишкам.
Еще волонтеры из группы «Тыл для СВОих» встречают поезда с ранеными.
– Это интересно. Иногда ждем долго. А потом все раздаем, – вступает в разговор самая юная собеседница Карина.
Карине девять лет, но она не отстает от мамы и всегда бывает на сборах волонтерской группы.
– Я с мамой всегда ходила. И мне разрешают помогать. Все, что делают взрослые, делаю и я. Когда фасуют продукты, я тоже фасую и запечатываю коробки. Когда едем встречать поезд, ношу пирожки или мороженое, – рассказывает о своей помощи девочка.
Женщины говорят, что при остановке поезда с ранеными в первую очередь разносят мороженое, потом уже пирожки, беляши, воду. Передают в вагоны белье, постельное, медикаменты.
Сейчас в группе 60 человек. Кто-то активен, кто-то приходит от случая к случаю, но активисты благодарны всем, кто помогает. А помогает большое количество людей. Это жители Нагорного, Солнечного, друзья с ЧТЗ, с ЧМЗ, ставшие близкими из соцсетей.
– Иногда не хватает времени. Нам с Викторией домочадцы говорят: «Мамы, вы все на войне!», а мы уже не можем иначе. Раньше у меня на фронте был сын и его друзья, кто с ним ушел, теперь у нас там целое штурмовое подразделение. Мы не имеем права бросить наших мужчин, – говорит Татьяна Байшакурова.
Автор: Владимир Бреднев
Фото из архива группы «Тыл для СВОих»