Осколок
Весенней порою у деда редко выдавались свободные дни. Разве только во время праздников. Тогда труженики села ходили на первомайский митинг или вспоминали своих погибших на фронте друзей. Девятое мая было торжественным, жизнеутверждающим днем с минутой молчания и чаркой «за тех, кто командовал ротами, кто умирал на снегу, кто в Ленинград пробирался болотами, горло ломая врагу». В этот день вечером дед выходил из дома, распахнув свой дорогой красивый пиджак, под лацканом которого в два ряда теснились боевые медали. Две «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», орден Отечественной войны.
Он садился на лавку у крыльца, и поднимал глаза к ясному майскому небу.
Внучка Наташа тихонечко пробиралась вслед за дедом, подсаживалась рядом, а потом и вовсе забиралась на колени.
Он крупной крестьянской, но нежной рукой гладил ее по голове. А она маленькими детскими пальчиками искала осколок на его левом колене. Ей, маленькой девочке, было не совсем понятно, как железка может быть внутри дедушки. Он же не робот, не машина. Но пальцы находили малюсенький кусочек металла. Дед морщился.
Немецкий металл не давал забыть Великую Отечественную до последнего вздоха на смертном одре.
Фотография на память
Петр Брюханов родился и вырос в Алтайском крае. 18 июня 1941 года он поступил в МТС учеником слесаря. Через четыре дня началась война. В октябре 1941 года пятнадцатилетний мужчина переведен в слесари Калманской МТС. В январе 1943 года семнадцатилетний Петр Брюханов становится бойцом РККА и уходит на фронт. С 1944 года на передовой. Первую медаль «За отвагу» получает за отчаянный прорыв на «Виллисе» к артиллерийской батарее. За четыре рейса водитель Брюханов смог доставить 40 ящиков снарядов, чем способствовал успеху выполнения боевой задачи.
Самым памятным днем на войне для Петра Дмитриевича оставалась нечаянная встреча с сестрой Машей. Она была младше Петра, но тоже оказалась на фронте. Друг о друге почти ничего не знали. Только через короткие весточки из дома. И тут… На тысячи километров фронта, среди миллионов людей, пушек, танков, уже за пределами СССР встреча. Самое неожиданное, в польском городе Глогув погодился военный фотограф. Так в семье на память осталась фотография о случайной встрече на дорогах войны.

Но про войну Петр Дмитриевич почти ничего не рассказывал. О том, что была встреча брата с сестрой в освобождаемой Польше через много лет младшей внучке Марине рассказывала бабушка Анна Афанасьевна.
А дед молчал. Плакал украдкой, когда смотрел хронику, и молчал.
Пока внучка Наталья была маленькой, она думала, что дед не рассказывает про войну, бои, танки, потому что она девчонка. Что могут девчонки понимать в войне? И не сердилась.

Значение слова «дед»
Более она недоумевала, почему дед недоволен, когда она его называет так. Супругу его, Анну Афанасьевну, называет «бабулечкой», или «бабуленькой», а его – дед. Если бы он когда-нибудь спросил Наташку об этом, она бы обязательно рассказала, что «бабулечка», «бабуленька» – это что-то девчачье. А «ДЕД» – это такое огромное, всеобъемлющее слово, в котором сила, мощь, мужественность. Тогда ей казалось, что в любых разговорах с подружками или мальчишками-одноклассниками произнесенное ей слово «дед» сразу указывало на Петра Дмитриевича Брюханова.
Наташа знала его как директора огромного хозяйства – учхоза ЧИМЭСХ, в котором много комбайнов и тракторов. Эти машины днем и ночью колесят по бескрайним полям, на которых растет кукуруза и пшеница, гречиха и картофель, рапс и травы. Все это растет, чтобы люди могли кормить себя и бесчисленные стада больших коров и маленьких забавных черно-пестрых телят.
– Дед, а ты возьмешь меня на ферму? – спрашивала Наташа.

Быть взрослой
И Петр Дмитриевич кивал головой. Потом усаживал внучку в директорскую «Волгу» и вез на ферму.
Современным детям этого не понять. Когда-то лозунг «не отбирать у детей детство» изменил все мироощущение подрастающего поколения. Но детство Наташи пришлось еще на те времена, когда ученик первого класса, оказываясь на рабочем месте родителей или дедушки с бабушкой, ощущал себя взрослым. В середине восьмидесятых прошлого века «быть взрослым» было круто.
– Мы с дедушкой Петром Дмитриевичем приезжали на ферму. Он шел к дояркам обсуждать планы, надои, простои, кормовые единицы, а меня под чьим-нибудь присмотром отпускал в телятник. Сотни маленьких, черно-пестрых, со смешными и милыми мордашками телят были собраны в одном месте. Дети и сейчас возятся со щенятами, котятами, а я была в восторге от того, что имела возможность возиться с телятами. Я давала им палец пососать. Могла за ушком почесать, погладить. А еще можно было попробовать подоить корову. Вроде бы дедушки со мной не было, но его незримое присутствие я всегда чувствовала. Я всегда чувствовала, что возможность мне быть немного не такой, как все, исходит от него, – делится своими детскими воспоминаниями внучка Петра Дмитриевича Брюханова Наталья Сырямкина.
С техникой на «ты»
В служебной «Волге» у деда была рация с телефонной трубкой и длинной антенной на крыше и еще телевизор. С маленьким экраном, но настоящее чудо техники. На такую «Волгу» посмотреть сбегались все мальчишки в округе.
Сам Петр Дмитриевич с юности любил технику. На фронте всегда был с машинами. Возил снаряды, вытаскивал артиллеристов из-под шквалистых обстрелов, спасая друзей и технику. Водил грузовик по серпантинам Рудных гор, чтобы наши войска, догоняя танковые колонны, пришли в Прагу и разбили группировку фашистов, не сложивших оружия после капитуляции Германии. И под колеса его автомобиля благодарные пражане бросали букеты цветов и говорили: «Спасибо, Руда Армада!» Война закончилась, а Петра оставили служить срочную.
Вернулся он в родной Алтайский край только в 1948 году. А в 1949 уже поступил в краевую школу механизации и стал курсантом-механиком. День окончания курсов был знаменательной датой – 22 июня 1951 года. Диплом об окончании школы с отличием. За полтора года обучения пройдено пять общешкольных предметов: родной язык, математика, физическое воспитание, основы физики и химии, техническое черчение и шестнадцать специализированных. Ни одного «неуда» за все время обучения.
Среди курсантов Петр уже выделялся. Был чуть старше, имел военную выправку и для послевоенного времени выглядел щеголем: носил модные брюки и был всегда в белоснежной рубашке.
От школы механиков до института ЧИМЭСХ
Вежливость, подтянутость, галантность навсегда останутся с Петром Дмитриевичем. Женщины, завидев Брюханова, будут с удовольствием замечать: «Статный дядька!» И это тоже примета времени шестидесятых-восьмидесятых годов прошлого века. Сейчас говорят: ничего не было. Но взгляните на фотографии в родительских альбомах. Из прошлого на нас смотрят счастливые люди в красивых и модных для своего времени нарядах.
В 1951 году семья Брюхановых круто меняет жизнь. Из Алтайского края переезжает в Увельский район Челябинской области. А Петр Дмитриевич продолжает учиться. В 1954 году уезжает на двухгодичные курсы повышения квалификации. Белебеевский техникум механизации и электрификации сельского и лесного хозяйства окончен с отличием. Несколько лет в должностях механика.
В 1966 году получен диплом ЧИМЭСХ. С 1968 года Петр Дмитриевич Брюханов будет занимать должность директора учхоза ЧИМЭСХ.
В Долгодеревенско
– Бабушка с дедушкой сначала жили в многоквартирном доме в Долгодеревенском. А потом, когда были построены дома на двух хозяев и их гордо называли «коттеджами», они поселились в этом доме. Я здесь выросла. У нас был огород, всегда были цветы. Но мне почему-то помнится, как мы с дедом убираем снег со двора. Это сейчас его выпадает мало. А в те годы зимы были снежные. За воротами огромные горы. Мы с подружкой скачем по этим горам. И я проваливаюсь по пояс. Застряла. Кричу: «Дед! Помоги!» Он улыбается, берет лопату и начинает меня откапывать, – вспоминает Наталья Александровна.
– Петр Дмитриевич не боялся морозов. Зима ему нравилась. Может быть, отчасти оттого, что в хозяйстве становилось чуть меньше хлопот. Появлялось больше свободного времени. Он любил ездить на хоккейные матчи в Челябинск. До постройки Дворца спорта «Юность» «Трактор» играл на стадионе ЧТЗ на открытом льду. Какой бы мороз ни стоял, дедушка, если была возможность, ехал болеть, – вспоминает внучка Марина.
Семейной реликвией стали брошюрки и открытки о советских хоккеистах. Внучки достают из архива эти открытки. На глаза попадается альбом с той самой сборной СССР в красных фуфайках, что сразилась с канадскими профессионалами в 1972 году.

– Я и сейчас больше люблю смотреть хоккей, чем другие игровые виды спорта. Наверное, что-то дедушкино передалось, – говорит Наталья. – Мы с ним сиживали у телевизора, когда шли международные матчи. Фишкой таких вечеров были дедовы записи в блокнот, кто забил, когда забил. А еще свердловская пышная свежая булка с кефиром и сахаром. Если бы я тогда могла догадываться, что мой добрый дедушка заболеет и умрет, а я так о нем толком ничего и не узнаю, я, наверное, записывала или фотографировала бы все, что с нами происходило.
Всегда звучала песня
Текла жизнь. Большую часть времени Петр Дмитриевич проводил на работе. Внучки говорят, просыпаясь утром, деда уже не видели, ложась спать – еще не видели. С ранней весны, начала посевной, до окончания уборочной страды он почти жил в кабинете, на полях, фермах, на току, силосных ямах. Но если выдавались выходные, подбивал друзей выехать на природу, насладиться летом.
– Дома еще насидитесь, – говорил дедушка. И мы ехали на озеро или на базу отдыха. Несколько семей сразу. На поляне женщины расстилали ковер, раскладывали домашние яства. Не было в этом застолье разгула, мужчины рассказывали анекдоты, смешные истории, вспоминали что-то значимое из общей жизни. Всегда звучал смех. Светились женские улыбки. Потом дядя Валера Планков брал в руки гармонь и взрослые начинали петь хором под аккомпанемент. Были песни грустные, были веселые, были частушки. Меня, маленькую, поражала гармония голосов. Настолько хорошо и красиво умели петь наши бабушки и дедушки, – говорит Марина Александровна.
А потом снова была работа.
А память жива
Петр Дмитриевич Брюханов руководил учхозом пятнадцать лет. В 1973 и 1979 годах награжден орденами Трудового Красного знамени и Октябрьской революции. Имеет золотую медаль ВДНХ. В 1983 году Петру Дмитриевичу было присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства». Люди, его помнящие, и сейчас отзываются о нем, как о человечном, проявляющем заботу о каждом совхознике, человеке.
– У человека яркого и судьба полна перипетий. И нам интересны такие люди, будь то в литературе, в кино или в жизни. Решения, повороты, метания, изломы, страсти – вот чем интересен человек. Петр Брюханов своей судьбой чем-то напоминал героя фильма «Любовь земная» Захара Дерюгина. В Петре всего было много, он жил на всю катушку, – сказала о моем герое одна моя читательница, попросившая не называть ее.
Мы ведь и говорим не о ней. Мы сегодня вспомнили яркого человека, участника Великой Отечественной войны, заслуженного руководителя одного из крупнейших советских хозяйств Петра Дмитриевича Брюханова, столетие которого 21 августа отметят люди его знавшие и помнящие по сей день.

Автор: Владимир Бреднев
Фото из архива семьи





