Понедельник, 1 декабря, 2025
  • Войти
СОСНОВСКАЯ НИВА
  • Новости
    • Происшествия
    • Фотофакт
    • Благоустройство
    • Культура
    • Здоровье
    • Образование
    • Общество
    • Спорт
    • Экология
    • Экономика
  • Фотофакт
  • Проекты
    • Мнение
    • Наши партнеры
    • Пригород
    • Творчество
    • Энергия жизни
  • Реклама
  • Контакты
    • Сообщи, что случилось
No Result
View All Result
16+
СОСНОВСКАЯ НИВА
  • Новости
    • Происшествия
    • Фотофакт
    • Благоустройство
    • Культура
    • Здоровье
    • Образование
    • Общество
    • Спорт
    • Экология
    • Экономика
  • Фотофакт
  • Проекты
    • Мнение
    • Наши партнеры
    • Пригород
    • Творчество
    • Энергия жизни
  • Реклама
  • Контакты
    • Сообщи, что случилось
No Result
View All Result
СОСНОВСКАЯ НИВА
16+

Станции Челябинск и Ессаульская – первенцы Транссиба

В поселок Есаульский железная дорога пришла почти одновременно с Челябинском. Через несколько месяцев станции исполнится 130 лет.

Четверг, 16 октября 2025 г.
в рубрике Главное, Новости, Общество
Время на чтение: 1 мин.
A A
0
Главная Главное

До революции поселок Есаульский впол­не мог стать станицей, а с 1934 года – райцентром. Место оживленное, в центре уезда. Люди грамотные, настойчивые. Но как раз попасть в «есаулы» они не стремились, ни в какие времена.

Дело в том, что весь ХХ век у мужчин поселка Есаульского на выбор была престижная, умная техническая работа. На почете, и неплохо оплачиваемая на фоне окрестных колхозов.

Нет, поначалу и здесь был создан небольшой колхоз «Новый путь». Однако многие жители трудились на востребованной мельнице – «Красный коммунар».  А с 1931 года тон жизни стала задавать передовая Есаульская МТС. Машинно-­тракторная станция напоминала отлаженный, с хорошей дисциплиной ремонтный завод. Трактора совершенствовались, ремонтники тоже не отставали от тракторостроителей. Самое нужное по тем временам производство постоянно требовало опытных специалистов-­технарей.

Но главный государственный объект действовал на юго­-западной окраине поселка Есаульского. Железная дорога! Здесь жили по московскому времени. Поезда проходили по четкому графику, минута в минуту. От серых грузовых составов летел ветер и доносился грозный стук колес. Вооруженная охрана обеспечивала полную сохранность грузов, поддерживала порядок на перроне. Монтеры командовали на путях.

Станция Ессаульская была основана в 1896 году в связи со строительством дороги Екатеринбург-­Челябинск (или, как еще говорили, Челябинск-Верхний Уфалей).

Станции Челябинск и Ессаульская – первенцы Транссиба.
Железная дорога пришла сюда практически в те же годы, что и в Челябинск

Через несколько месяцев станции исполняется 130 лет! Железная дорога пришла сюда практически в те же годы, что и в Челябинск, то есть в 1892­-
96 годах. Поэтому вместе с поселком Есаулка (основан в 1744 году) станция Ессаульская входит в число исторических достопримечательностей Сосновского района, да что там района – всего Урала. Со строительства железной дороги началась современная цивилизация в центре материка.

Почему не исправляют название с двумя «С»?.. Рискну предположить, что в 21­-м веке написание станции Ессаульской с двумя «С» для РЖД – красивая историческая традиция.

А в момент закладки деревянные строения планировались как последняя небольшая станция на этом направлении перед быстро растущей промышленной Челябой. До новорожденной станции Челябинск в те времена было всего 25 километров пути, или 12­-13 вёрст.

Сейчас через Ессаульскую проходят пассажирские и грузовые поезда Свердловского направления. От сотрудников самой станции и монтеров пути требуются такие же дисциплина и четкость, как в военное время.

Всю войну со станции на запад уходили составы южноуральского зерна. На погрузке зерна в вагоны в 1941­45 годах работали одни только женщины­колхозницы и подростки. Все мужчины ушли на фронт. А стандартные мешки, вспоминали потом ветераны, были тогда не 50, а 70 килограммов. С мешком на согнутой спине надо было по деревянному трапу взойти как можно выше, иначе вагон заполнялся неравномерно.

…Со времени открытия станции Ессаульской сохранилась только одна фотография. Да и та относится уже к началу двадцатого века. На перроне выстроились тогдашние сотрудники. Зима. На некоторых мужчинах валенки и казацкие папахи. Только пятеро железнодорожников (видимо, главные на станции или телеграфисты) одеты в щеголеватую форму с блестящими пуговицами и форменные фуражки с гербом.

Впереди перед этими людьми очищенные от снега рельсы в четыре  ряда (двухколейка). А за их плечами хорошо видна сама станция. Это простой деревянный дом, три окна по фасаду. На фронтоне на белом фоне название станции. Два слуховых окна, громоотвод. На дальнем плане виднеется водокачка, почти такая же, как на станции Полетаево.

А кругом ни строений, ни деревьев – пустынный пейзаж. Поселок Есаулка тогда еще не разросся. Снимок не очень четкий, но, если присмотреться, вдали всё же видна парочка крыш. Вероятно, это начало пристанционного поселка. Краеведы установили, что в конце двадцатых годов в поселке при станции проживали 94 человека.

В районном историко-­краеведческом музее хранится фотография со станции Полетаево, сделанная в те же годы. Штат станции в Полетаево был примерно в пять раз больше, а здание каменное, классического стиля (постройка 1914 года, она  сохранилось и бережно реставрируется в наше время).

Еще одна примета того времени – высокие красивые фонари-­башенки на перроне. На станции Ессаульской фонари даже более стильные, чем в Полетаево. Напоминают Петербург! Но нигде не видно электрических проводов. Как же они горели?

До Челябы вёрст 13: ста
До появления электричества на железных дорогах использовали керосиновые лампы, парафиновые свечи и даже факелы

Знатоки ретро­техники объясняют – конечно, это были керосиновые фонари. И среди мужчин со старой фотографии наверняка есть те, кому по долгу службы надлежало зажигать, охранять и гасить эти фонари после восхода солнца.

Другие краеведы отстаивают версию, что на перроне за стеклом фонарей горели специальные парафиновые свечи. Они светились тусклее, зато были безопаснее.

Кстати, на рубеже 19-­20 веков путь впереди паровоза тоже тускло освещали керосиновые фонари. И в руках у обходчиков всегда были ручные керосиновые лампы. Теперь это мечта коллекционеров…

Главное фото: 2019 год. У макета паровоза начала ХХ века – сотрудники станции Ессаульской ХХI века

Автор: Ирина Русакова

Фото из архива редакции

Хештеги: железная дорогастанция Ессаульская

На эту же тему

Пассажирский поезд столкнулся с грузовиком на перегоне

Пассажирский поезд столкнулся с грузовиком на перегоне

18.11.2025
Дети обкидали камнями грузовой поезд в Есаульском

Дети обкидали камнями грузовой поезд в Есаульском

18.06.2025
Пыталась перебежать пути: в Сосновском районе электричка насмерть сбила девушку

Пыталась перебежать пути: в Сосновском районе электричка насмерть сбила девушку

29.08.2024

Троих южноуральцев будут судить за поджоги оборудования на железной дороге

20.03.2024
Следующая публикация
В районной больнице рентген-кабинет вернули в поликлинику

В районной больнице рентген-кабинет вернули в поликлинику

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опрос

Цены на бензин выросли. Как реагируете?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Реклама  8 919 324 3888

LogoSN898
Сетевое издание "Сосновская нива" (16+) зарегистрировано в Роскомнадзоре 26.07.2022 г. регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 83638
Учредитель: Автономная некоммерческая организация "Редакция газеты "Сосновская нива"
Главный редактор: Ворончихина Анна Анатольевна

Адрес редакции: 456510, Челябинская обл., с. Долгодеревенское, ул. Советская, 27а.
Телефон редакции: +7(351)4452368
E-mail: sosnovskayaniva@yandex.ru

Обладателем исключительных прав на материалы сайта является АНО «Редакция газеты «Сосновская нива». Без разрешения АНО «Редакция газеты «Сосновская нива» использование допускается исключительно в отношении материалов, представляющих собой текстовые сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер, в объеме не более 30% от оригинального текста при условии указания сайта-источника и гиперактивной ссылки на материал-источник.
Использование фотографий, видео, аналитических материалов без разрешения АНО «Редакция газеты «Сосновская нива» не допускается.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Политика конфиденциальности

2015 — 2025 © АНО Редакция газеты Сосновская Нива
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 1988 — 2025.

No Result
View All Result
  • Новости
    • Все новости
    • Происшествия
    • Фотофакт
    • Благоустройство
    • Культура
    • Здоровье
    • Образование
    • Общество
    • Спорт
    • Спорт
    • Экология
    • Экономика
  • Фотофакт
  • Проекты
    • Проекты
    • Мнение
    • Наши партнеры
    • Пригород
    • Творчество
    • Энергия жизни
  • Реклама
    • Реклама на сайте
    • Бесплатные объявления
  • Контакты
    • Контакты
    • Сообщи, что случилось

Смотри в Footer Builder

Добро пожаловать! Мы уже соскучились!

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Войти
Выделено памяти сервера: 21.33MB | MySQL запросов в базу: 126 | Страница создана за 0,223 sec.