Участок, где проводится реконструкция федеральной трассы М-5 в районе Сима, без преувеличения называют «стройкой века» Челябинской области.
Специалисты Росавтодора здесь начали работу, которую специалисты называют новой страницей для дорожной отрасли. В четверг, 20 ноября, прошла пилотная демонстрация технологии, позволившей тяжелым машинам двигаться без человека в кабине. В этой схеме появились участники, о которых ещё вчера никто бы не подумал. За пультом стоят школьники из Кременкульской школы.

Первые испытания проходят в условиях действующего строительства. Применяются три типа машин, созданных тракторным заводом ДСТ-УРАЛ. Бульдозер, гусеничный самосвал и экскаватор. Это техника способна работать в районах с суровым климатом и ограниченной видимостью. Разработчики уверены, что она станет основой для будущих проектов, где человеческое присутствие на опасных участках будет минимальным.
Главная особенность заключается в «цифровом двойнике» местности. Перед началом работ специалисты подняли в воздух дроны с лидарами. Сканирование участка позволило получить карту с точностью до сантиметра. Она и стала основой для навигации. Оператор наблюдает за каждым движением машины через очки виртуальной реальности и экран с телеметрией. Камеры передают картинку в реальном времени. Линии движения выстраиваются по заранее заданной циклограмме. Туман или темное время суток не мешают технике держать маршрут. Оператор-координатор может находиться даже в Москве.

В демонстрации приняли участие три юнармейца из Кременкульской школы. Семиклассница Виктория Спиридонова стала первым оператором на площадке. Девочка получила право работать с техникой благодаря высоким результатам в игре «Зарница 2.0». Она стала победителем личного зачёта пилотов беспилотных аппаратов. Виктория активно участвует в соревнованиях, входит в знаменную группу школы и Совет первых, помогает в качестве добровольца. Для того, чтобы продемонстрировать свои умения, она прошла специальную подготовку.
– Было очень необычно управлять такой техникой, это новый опыт для меня. Он отличается от управления дронами. В будущем можно задуматься о том, как приобщиться к этой деятельности, – говорит Вика.


Вместе с ней на площадке работали восьмиклассники Павел Романов и Захар Парфентьев. Оба входят в состав знаменной группы Сосновского округа. Ребята давно участвуют в военно-патриотических программах и также проходят подготовку по направлению беспилотных систем. Павел уверен, что участие в проекте поможет ему углубить знания в сфере техники. Главная мечта Павла заключается в том, чтобы каждый ученик, выходя за порог школы, уносил с собой нечто большее, чем знания и навыки. Чтобы был творцом своего будущего, способным внести вклад в развитие нашей страны. Захар развивается в том же направлении. Он не раз становился призёром соревнований, связанных с дронами и инженерной подготовкой. Преподаватели отмечают его умение брать ответственность в группе и сохранять спокойствие в сложной ситуации. Для беспилотных систем такая черта очень важна.

Наставник ребят Максим Спиридонов рассказывает, что дети проходят подготовку на операторов беспилотников в школе. Занятия проходят два раза в неделю, а ребята занимаются уже второй год. Максим Викторович говорит, что школьники показали высокий уровень вовлеченности ещё во время тренировочных занятий на площадке учебного аэродрома Калачево. Там они впервые попробовали удаленный контроль техники. После этого опыта школьники сказали, что управлять гусеничной машиной проще, чем дронами.

Представители дорожной службы называют проект важным шагом для всей отрасли. В дальнейшем подобные комплексы позволят снижать влияние человеческих ошибок, ускорять темп работ и обеспечивать круглогодичную укладку дорожного полотна. В условиях регионов, где зима длится значительную часть года, это особенно актуально. Системы уже готовы к использованию там, где погодные условия делают обычную работу рискованной.

И. о. начальника ФКУ Упрдор «Южный Урал» Антон Антонов подчеркнул, что цель испытаний – понять, какие возможности дают роботы для масштабных проектов. Он уверен, что удаленное управление поможет привлекать к работе людей, которые не могут находиться на стройке по состоянию здоровья. Операторы работают в комфортных условиях, без вибраций и без риска для жизни. Специалист может наблюдать сразу за несколькими машинами. Система анализирует их действия сама, но человек при необходимости корректирует маршрут. Со временем беспилотные комплексы будут использовать при укладке асфальта, обслуживании дорог и строительстве объектов на Крайнем Севере.
Руководитель компании «ДорТрансСтрой» Дмитрий Гилимьянов сообщил, что на строительстве участка трассы М-5 скоро появится парк высокороботизированной техники. Она станет ядром стройки на всём протяжении участка. Испытания будут продолжаться. Разработчики планируют расширить линейку техники и оптимизировать программы автономного движения. Сейчас главное действие – собрать данные, которые помогут обеспечить точность и надёжность.

Опыт Кременкульской школы уже вошёл в историю отрасли. Впервые в России тяжелой техникой уверенно управляли дети. И это – направление движения не только отечественного машиностроения, но и новых технологий, вошедших в нашу реальность.
Автор: Людмила Труханова
фото автора






