Как правило, на 17 и 18 декабря (на Варвару и на Савву) люди ждали морозов. Например, говорили: «Варвара мосты мостит (лед), а Савва гвозди вострит!», то есть стужа усилится.
С другой стороны, как раз на этих днях зима иногда смягчала свой норов. Подсказкой-прогнозом становился мягкий и податливый снег да западный ветер. Ветер мог принести снег, туман, но не мороз.
Большое доверие было к приметам на день очень почитаемого святого – на Николу Зимнего (19 декабря). Звездная ночь накануне праздника обещала студеное утро, да и зиму на несколько недель морозную и ясную. Снежное утро, напротив, предвещало череду небольших снегопадов без стужи и бурана. Если поверхность сугробов становилась рыхлой и ломкой, – ждали перепадов погоды.
Покровительство Николы Зимнего поддерживало деревенские семьи на крутых житейских поворотах. Например, если уж сватать хорошую дЕвицу, – то на Николу. С почетом встретят сватов в доме, не завернут восвояси, и все у молодых пойдет ладОм.

Главным героем 21 декабря (Анфисин день) было усталое зимнее солнышко. Всходило поздно, уходило за горизонт в пятом часу вечера – самый короткий день в году. Говорили, что тихий, без буранов и снегопадов Анфисин день принесет селению мир и достаток. А светлый день, хоть на воробьиный шажок, да начнет прибывать.
Расписные морозные узоры на окошках в представлении крестьян означали урожайный год. И чем сложнее ледяное кружево на стекле, тем милостивее пашня.
Автор: Юлия Добрынина
фото автора






