Новый закон, принятый 17 июля Госдумой, придал государственный статус проведению эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Эксперимент по квотированию проведут с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года. Южноуральские города Челябинск и Магнитогорск, где работают металлургические гиганты нашей области, оказались не единственными пилотными площадками проекта. Остро стоит проблема выбросов в промышленных городах Череповце, Нижнем Тагиле, Липецке, Медногорске и Норильске. Загрязнение воздуха вызывают протесты жителей сибирских мегаполисов – Красноярска, Братска, Новокузнецка, Омска и даже Читы.
Не будет преувеличением сказать, что на промышленности этих городов держится российская экономика. Но люди, живущие в них, не должны расплачиваться здоровьем за чрезмерную концентрацию заводов.
Чтобы компромиссное равновесие между экономикой и экологией было достигнуто, парламентарии дебатировали несколько лет. Представители Челябинской области целенаправленно способствовали продвижению нового закона. Баланс между развитием промышленности и правом на здоровую среду обитания дался нелегко. Были устранены недочеты и слабые места проекта. И вот наконец закон, принятие которого активно тормозило промышленное лобби, все же принят в третьем чтении депутатами Государственной Думы.
– Несколько лет эта инициатива Челябинской области находилась в подвешенном состоянии, теперь вопрос решен, – комментирует политолог Александр Мельников. – Полагаю, реальная большая лоббистская победа Алексея Текслера. Закон о выбросах вписывается в логику озвученных врио губернатора экологических принципов. Впрочем, его предложение об особом экологическом стандарте для региона развивает эту тему еще дальше. Но и уже принятый закон – полезный инструмент для улучшения экологический ситуации в Челябинской области.
Теперь каждый город из «списка двенадцати» будет определять допустимые объемы по выбросам, причем это будет сумма заводских «дымов» и, как вы можете догадаться, автомобильных выхлопных газов. Не многие знают, что Челябинск оказался на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга по уровню загрязнения воздуха диоксидом азота. Газ этот выделяется при горении топлива. Это не рассийский грустный рейтинг, его составил Greenpeace на основе данных со спутников с июня 2018 года по май 2019 года. Так что вводимые в 2020 году квоты учтут и «автомобильный» фактор.
Кроме того, нормативы по выбросам будут учитывать концентрацию вредных производств, направление и силу ветров, количество осадков, рельеф местности, продолжительность отопительного сезона. Кто будет регламентировать выбросы и не допускать превышения? По новому закону – власти региона.
Надо сказать, что с приходом Алексея Текслера ситуация начала положительно изменяться. От Челябинской области были внесены важные поправки и дополнения в закон. Были проведены встречи и консультации с министром экологии РФ Дмитрием Кобылкиным, с премьер-министром Алексеем Гордеевым, с профильными федеральными министерствами. Так же сыграла свою роль работа по подготовке к саммитам ШОС и БРИКС в Челябинске.
Алексей Текслер настаивает, что должен быть разработан собственный региональный экологическией стандарт. Он призвал экологических активистов и общественные организации к совместной работе.
– К предприятиям, не соблюдающим экологические стандарты, толерантность будет нулевой, – говорить глава региона. – Не соблюдаешь правил – будем бороться. Создаем в регионе собственный экологический стандарт, и я лично буду требовать от промышленников ему соответствовать. Принятый закон существенно в этом поможет, но я убежден, что нужно применять и международные, еще более строгие стандарты.