Активно обсуждать переход на четырехдневную рабочую неделю в России начали с заявления премьер-министра Дмитрия Медведева, сделанного в июне 2019 года на выступлении в рамках Международной конференции труда.
Тогда глава правительства отметил, что развитие экономики, информатизация и роботизация производства требует меньшего количества необходимого полезного рабочего времени сотрудников.
– Технологический прогресс приводит к сокращению не только рабочих мест, но и рабочего времени, к расширению досуга. Весьма вероятно, что будущее – за четырехдневной рабочей неделей как новой основой социально-трудового контракта, – сказал он, выступая на 108-й сессии Международной организации труда.
Глава российского правительства напомнил, что сто лет назад американский предприниматель Генри Форд сократил на своих предприятиях рабочую неделю с 48 до 40 часов и получил впечатляющий рост производительности труда.
В качестве еще одного примера Медведев привел новозеландскую компанию, которая после введения четырехдневной рабочей недели получила рост производительности в пересчете на час рабочего времени в 20%, а уровень стресса сотрудников снизился "весьма значительно".
Важность последнего показателя премьер отметил особо. По его словам, постоянная погоня за успехом оборачивается системной усталостью и хроническим стрессом, а это влечет за собой снижение производительности труда, что, в свою очередь, сказывается на экономических показателях.
Как только СМИ опубликовали слова Медведева, сразу начались обсуждения, причем с привязкой к российским реалиям.
Эксперты и представители бизнеса уверены – Российская экономика не готова к четырехдневной рабочей неделе, ссылаясь на слабую оптимизацию бизнес-процессов в России, на низкую производительность труда, на большое количество выходных и праздничных дней в течение года.
В существующих условиях это потребует нанимать дополнительный персонал, что уменьшит рентабельность бизнеса до критического уровня, считает представитель «Деловой России» Антон Степанов.
Простой народ боится, что вместе со снижением количества рабочих дней – снизят зарплату. Федерации независимых профсоюзов России говорит, что защитит их. ФНПР не против того, чтобы ввести четырехдневную рабочую неделю в России, но при условии сохранения прежнего размера зарплаты.
Официальная точка зрения руководства России остается неизменной: Трудовой кодекс четко устанавливает 40-часовую рабочую неделю с пятидневной или шестидневной рабочей неделей.
Как объяснила вице-премьер Татьяна Голикова, любые изменения в трудовых отношениях должны быть серьезно проработаны и отразиться прежде всего в трудовом законодательстве. Кроме того, важно сохранить социальные гарантии для граждан и не опускать уровень материального обеспечения.
Новый всплеск активности был вызван, когда с инициативой о введении четырехдневной рабочей недели выступила Федерация независимых профсоюзов России.
Предложение тут же поддержали Депутаты Госдумы, они готовы уже осенью 2019 года начать обсуждение разработки законопроекта о сокращении рабочей недели до четырех дней:
– Инициативу о введении четырехдневной рабочей недели мы, безусловно, поддерживаем. Такой переход позволит людям получить большее время для отдыха, которое они смогут провести с семьей, потратить на самообразование или заботу о своем здоровье, – сообщил первый замруководителя думской фракции «Единая Россия», член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев – депутаты готовы включиться в обсуждение идеи с профсоюзами и разработку соответствующего законопроекта, дискуссия может стартовать уже в сентябре.
При этом Андрей Исаев подчеркнул, что необходимо сохранить существующий уровень зарплаты при сокращении рабочей недели. Заработная плата должна остаться прежней, и индексироваться, в связи с ростом цен, и по мере возможностей предприятий и государственного бюджета.
Осенняя сессия Государственной Думы ФС РФ начинается 27 августа и заканчивается 31 декабря 2019 года. Если предположить, что законопроект пройдет за это время все три чтения, то уже в 2020 году россияне смогут перейти на 4-дневную рабочую неделю.