Это не макулатура. Это реальные продуктовые карточки. Они лет 30 хранятся в одной сосновской семье. Очереди к пустым витринам тогда извивались как злые голодные змеи. А это кабачок. Немудреный овощ (да еще картошка) помог вашим родителям выжить и поднять малышей в 80х-90х годах. Впрочем, подробнее об этом – в очередной части цикла, посвященного 85-летию Сосновского района и 100-летию финансовой системы Челябинской области.
Третья часть
МИТИНГ
…Четыре месяца без копейки денег. Зарплату задерживают. А все дорожает! Медики из Солнечного решают – хватит. Поедем разбираться. Для начала «в райисполком», потому что райком Ельцин приказал закрыть давным-давно, еще в 91-м. Стайка женщин решительно входит в небольшую приемную, их приглашают в кабинет.
Затем не менее получаса идет гневный митинг в кабинете главы (одного из первых избранных). И ведь знают сельчанки, что не он лично затеял перестройку, распад Союза и рыночную экономику. Знают и то, что нехватки-недостатки сейчас по всей стране. Но – наболело, накипело! Я записываю женщин на диктофон и не замечаю, как через полчаса кончается кассета. Внезапно чья-то фраза «но есть ведь еще зарплата мужа» вызывает новый всплеск негатива:
– Не у всех муж!!
Глава угнетен ситуацией, но пытается шутить:
– Прислать вам, что ли, мужиков?
– Больно надо! Еще кормить их! – мгновенно парирует самая боевая дама. Женщины чуть оттаивают, начинают улыбаться. С этого момента сам собой начинается более конкретный разговор – чем администрация может помочь, причем немедленно.
«ЖИВЕМ НА ОДНИХ КАБАЧКАХ»
Самым трудным периодом были 1995-97 годы. В стране оборваны все старые хозяйственные связи. В семьях безденежье и не хватает продуктов. Люди ругают всех подряд: коммунистов, демократов, местные власти. Денежные поступления в районный бюджет – почти никакие. Чтобы добиться даже малых перемен к лучшему, руководителю финансового отдела требовалась не только компетентность. Нужна была еще устойчивая психика. И знание людей.
Людмила Евгеньевна Синицына
Семь труднейших лет финорган держался на опыте и целеустремленности Людмилы Евгеньевны Синицыной. Мать Людмилы Лидия Ивановна Кедрова работала главбухом в тресте овоще-молочных совхозов и позднее в районном сельхозуправлении. Когда Людмилу пригласили в администрацию, она задумчиво попросила совета у отца Евгения Николаевича (главный бухгалтер учхоза ЧИМЭСХ).
– Как думаешь, я справлюсь? – спросила дочь. – Время трудное.
– Не сомневайся, у тебя получится. И знаешь, этот хаос не может длиться вечно.
Людмила Евгеньевна вспоминает те месяцы, когда экономики и налогов по сути не было, потому что одни предприятия закрылись, а другие работали не в полную силу. Зарплата бюджетникам шла с постоянными задержками на 3-4 месяца. Порой выплачивали только небольшие авансы. Детские пособия в денежном выражении практически не выдавались.
Руководители и специалисты постоянно колесили по району, встречались с сельчанами. Комиссии, созданные при администрации, рассматривали обращения граждан, контролировали уплату налогов организациями. Людмила Синицына побывала тогда почти во всех деревнях – где-то с комиссией, где-то одна. Не уставала разъяснять людям ситуацию, отвечать на их вопросы. Никогда не забудет встречи с работниками образования в Долгодеревенской и Саккуловской школах. Выступающие говорили, что семьи держатся только приусадебным хозяйством:
– Живем на одних кабачках! А сейчас детей надо собирать в школу.
КОСТЮМЧИК НА «ДЕТСКИЕ»
В годы перестройки страна пыталась обойтись без универсального эквивалента обмена. Без денег!.. Когда экономика окончательно просела, правительство вынуждено было разрешить взаимозачеты.
– Суть такая, – поясняет Людмила Евгеньевна, – скажем, у предприятия долг по налогам, а бюджетная организация должна этому предприятию за коммунальные услуги. В таком случае мог быть проведен взаимозачет.
Надо собирать детей в школу – и район заключает договоры с текстильной и другими фабриками в Челябинске. «Детские» выдают разнообразной подростковой одеждой, ее можно выбрать по размеру. Схема работала достаточно продуманная, она включала налоги других предприятий. По отзывам родителей, эта одежда (особенно трикотаж) была неплохой.
Прилавки времен перестройки
– Чтобы выплатить заработную плату бюджетникам, – вспоминает Людмила Евгеньевна, – однажды району пришлось взять кредит. Новый год через несколько дней! Неужели как в блокаду усадить детей за пустые столы? И взяли кредит в банке.
Конечно, депутаты тогда потребовали объяснений, ведь бюджетом это не предусмотрено. Объясняли, доказывали. Хорошо, что областная администрация и Главное управление финансов пошли сосновцам навстречу, и администрация быстро рассчиталась с кредитом.
Впрочем, на «особенности трудного периода» областная администрация никогда не делала скидок.
– По всей области была налажена деятельность контрольно-ревизионных управлений, – говорит Людмила Евгеньевна. – Постоянно шли проверки целевого использования бюджетных средств. Проверки проводились не только в бюджетных организациях. Проверялось, как используются средства при выплате пособий, обеспечении льгот. Самая значительная (за перестройку) областная проверка исполнения бюджета была проведена в нашем районе в 1997 году. Работа финотдела получила высокую оценку, нарушений практически не было зафиксировано.
ПО САМОМУ ПО КРАЮ
В эти годы районом руководили, сменяя друг друга, главы администрации Валерий Яковлевич Котегов, Александр Николаевич Новокрещенов и Виктор Иванович Ротатов. Как начальник финансового отдела Людмила Евгеньевна обычно находила общий язык с первым лицом района. Но если они расходились во мнениях, – спокойно и четко разъясняла свою позицию, убеждала и добивалась верного решения. Ей придавало уверенности, что коллеги всегда были с ней заодно. В финотделе тогда работали 10 опытных специалистов – начальник отдела доходов Валентина Сергеевна Бородина, главный бухгалтер Людмила Дмитриевна Грибачева, заместитель начальника бюджетного отдела Ольга Владимировна Астахова и другие.
Светлана Васильевна Гордеева
Правой рукой, настоящей опорой и постоянным советчиком для Людмилы Евгеньевны стала ее заместитель, начальник бюджетного отдела Светлана Васильевна Гордеева. Компетентность и опыт – бесспорные. К тому же профессиональные знания самые современные. Теплотехник по первому образованию, Светлана Васильевна посчитала своим долгом получить диплом профильного Всесоюзного ордена «Знак почета» финансово-экономического института. Получила специальность «бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности». В финоргане Сосновской администрации Светлана Гордеева проработала 20 лет.
Тем временем в новой России экономический упадок стал мало-помалу сменяться ростом. Известный анекдот «три года страна стояла на краю пропасти… и вот наконец мы сделали шаг вперед», по сути, потерял актуальность. 31 декабря 1999 года Борис Ельцин заявил в новогоднем обращении о собственной отставке. Эпоха нового лидера под бой курантов начала отсчитывать свои первые шаги.
За два месяца до этого Людмила Евгеньевна передала дела в финотделе в надежные руки Светланы Васильевны Гордеевой и возглавила бухгалтерию на самом крупном предприятии райцентра – в ЧЛПУ «Уралтрансгаз». Специфика газовой отрасли была для нее новой. Но не сложнее, чем семь лет сплошных социальных драм в сельском районе.
СЕЛО МОЕ
– Финансовый отдел – это не та структура, которая просто делит деньги, – объясняет Светлана Васильевна Гордеева. – Главным финансовым законом района является бюджет. Прежде чем составить бюджетный план, идет напряженная работа с каждым учреждением.
В числе руководителей, которые прекрасно знали свое дело и помогали финансистам планировать четко, Светлана Васильевна Гордеева называет в первую очередь главврача ЦРБ Ирину Федоровну Меркушкину. Экономику сельской медицины она знала досконально.
– Многое значила для успеха сплоченность коллег. Не жалея порой личного времени, трудились в годы перестройки начальник отдела госдоходов Галина Николаевна Лаптева, Валентина Михайловна Сухорукова, которая вела сельское хозяйство и ЖКХ, другие специалисты. Хорошую память оставили о себе Любовь Михайловна Мучкина, Евдокия Николаевна Маркина, которых уж нет с нами.
В 80-90-е годы в малых деревнях Сосновского района закрывались ФАПы, библиотеки и клубы. В финансовом отделе каждую такую «оптимизацию» тщательно просчитывали. И сотрудникам иногда удавалось доказать нецелесообразность именно закрытия – например, некоторых садиков или начальных школ.
– Особенно жаль было детсад в Полетаево, – рассказывает Светлана Васильевна Гордеева. – Двухэтажное здание, хорошая планировка. Потом, когда улучшилась демография, в поселке надолго зависла проблема с устройством детей в садик. С другой стороны, в девяностые годы закрывали не потому, что кому-то этого хотелось. В те годы детей рождалось всё меньше. А планирование велось в зависимости от того, сколько детей.
Продукты покупали по карточкам (талонам), или отстояв огромные очереди
Много проблем появилось, когда организовывали подвоз школьников на занятия. Закрывались начальные школы. Малышей стали доставлять в средние школы на автобусах. Подсчеты показали, что прежний вариант, с обучением в начальной деревенской школе, был несколько оптимальнее, чем подвоз. При морозах -15-20 градусов это во всех отношениях лучше для младшеклассников – не ждать автобус!
– Расходы по содержанию транспорта, – говорили заведующему районо Светлана Васильевна и другие специалисты, – это тоже немалые расходы. Зимой они складываются просто в астрономические цифры. Надо прогревать машины после высадки детей, устранять в стужу поломки. Необходимо содержать шоферов и находить водителей с нужной категорией.
Как мы знаем, решение о подвозе не было изменено. Финансисты администрации сделали все, чтобы «логистика» его по крайней мере была качественной. Светлана Васильевна вспоминает, как специалисты проверяли маршруты автобусов, считали километры и составляли схемы, где ожидать транспорт. Эти схемы действуют и в 21 веке.