Задуматься о смене резины стоит, когда в квартире начинают давать отопление. Это те самые среднесуточные 5-7 градусов тепла. Тот рубеж, после которого в любой момент могут прихватить заморозки. А с ними снег, гололёд, ледяные дожди и прочие неприятности.
Лужи по утрам уже замерзают, вместо дождя порой пролетают снежные хлопья – явно пора задуматься о подготовке автомобиля к зимней эксплуатации. Или, как всегда, дождёмся «дня жестянщика» и бросимся по магазинам в поисках зимней резины, незамерзайки и прочих сезонных атрибутов. И в том и в другом случае надо знать, что делать.
Первое, что приходит на ум – залить в бачок омывателя незамерзающую жидкость и поменять обувку на колёсах. Ход мыслей правильный, жаль, что многие этим и ограничиваются. А зря. Продвинутые пользователи расширяют список, включая в него кроме замены покрышек, смену технологических жидкостей, проверку аккумулятора и электрооборудования, обработку кузова и стёкол, подготовку к морозам замков и резиновых уплотнителей.
Как ни банально, но начнём с покрышек, с плохим аккумулятором машина просто не заведётся. С резиной не по сезону ваш автомобиль может оказаться в лучшем случае в кювете, в худшем – на встречке.
Пока не переобулись, проверьте состояние ваших зимних шин – глубина протектора, грыжи, состояние резины. А лучше, не поленитесь проехать с колёсиком до шиномонтажки, опытный мастер подскажет сдюжат ли они предстоящий сезон. Если шины рабочие, запишитесь на шиномонтаж, если нет – идите в магазин.
Сейчас производители разнообразием предлагаемой продукции ставят в тупик. Хочешь шипованные – пожалуйста. Не нравится производимый ими шум, или вдруг проникся мыслью, что асфальтовое покрытие надо беречь – нешипованные, так называемые, фрикционные. Идеальных покрышек пока не придумали, значит, чем-то при покупке всё-таки придется пожертвовать.
Останавливая свой выбор на шипованных или нешипованных шинах, имейте в виду, что шипы создают непревзойденное сцепление с дорогой, если на ней лед или плотно укатанный снег, обеспечивая машине устойчивость и сокращая тормозной путь. Однако они бессильны при езде по рыхлому снегу и грязевой каше, поскольку прорезают их без зацепления. На чистом же асфальте они и вовсе сильно ухудшают сцепные характеристики шины, увеличивая вероятность заноса, да и тормозной путь при этом заметно вырастает. Кроме того, хорошо известно коварство и непредсказуемость «шиповки» на дороге, где чередуются участки чистого асфальта, островки талой наледи и грязевая каша, под которой неизвестно что.
Определитесь, по каким дорогам вам приходится ездить наиболее часто. Для городских дорог со снежной кашей, приправленной реагентом или солью, больше подходят нешипованные колёса. За городом на федеральных и областных трассах дорожное полотно чистят быстрее – по чистому асфальту тоже предпочтительнее фрикционные шины. Где точно пригодятся шипы – это на просёлке. На свежезакатанном снегу, а тем более на льду они держат лучше.
Переобулись – и в «бой»? Стоп! Корректируем стиль езды. Хоть зимние покрышки и приспособлены для езды в суровое время года, сцепление с асфальтом у них всё равно значительно меньше, что ведёт к увеличению тормозного пути, более раннему срыву в боковое скольжение в повороте и другим радостям. Переходим к плавному и расчетливому стилю вождения, уменьшаем скорость, увеличиваем дистанции и интервалы.
При езде смотрите не только под колёса, но и вперёд – поведение встречных и попутных автомобилей может о многом сказать.
Особое внимание местам перед перекрёстками, пешеходными переходами и остановками общественного транспорта. В таких местах автомобили часто тормозят и разгоняются – снег спрессовывается и превращается в лёд, который к тому же полируется колёсами. Перед стартом на «зелёный» подождите пару секунд, кто-то может заканчивать манёвр.
Ещё один из краеугольных камней безопасности – обзорность. С наступлением осени мы всё больше времени проводим в сумерках и в темноте, в условиях дождей и снегопадов. Проверьте работоспособность светотехники, подогрев стёкол и зеркал. При необходимости замените дворники.
Подготовка автомобиля к зиме немыслима без замены основных технологических жидкостей на морозостойкие.
Вспомните, когда вы меняли моторное масло, если замена масла была более 10000 км назад, то перед наступлением холодов лучше залить новое с вязкостью не менее 10W, а лучше 5 или 0W. Возьмите за правило, со сменой сезона менять и масло. Тем более, что по статистическим данным, водитель за год накатывает около 20 тысяч километров, делим на два и получаем, те самые, рекомендованные 10000 км.
Летом, некоторые водители доливают в радиатор водичку (где-то подтекает). Найдите причину неисправности, устраните её и полностью поменяйте антифриз.
Забыли про незамерзайку, нестрашно – она сама вам напомнит.
Пользуясь случаем вспомните, когда меняли тормозную жидкость (меняли ли вообще). Её рекомендовано полностью заменять после двух лет эксплуатации. Не ждите, пока педаль тормоза «провалится».
При отрицательных температурах заметно снижается ёмкость аккумуляторной батареи. Старенький аккумулятор в морозы может просто не выдать необходимый для запуска стартера заряд. Выход – купить новую батарею или заносить аккумулятор в тепло.
Неоткрывающиеся замки, примерзшие двери – частая проблема в холода. Заблаговременно обработайте все замочные скважины и резиновые уплотнители специальными составами и не надо искать место, где можно отогреть ваш автомобиль.
Самое время найти (купить), и кинуть в багажник скребок и щётку, небольшую лопатку, жидкость для размораживания и силиконовую смазку для уплотнителей.
Как правило, все серьёзные аварии происходят именно в первые недели снегопадов и гололёда. Сократите количество поездок в это время – пусть «день жестянщика» празднуют без вас. Даже, если вы подготовились ко дню, когда для всех неожиданно становится скользко, где гарантия, что остальные участники дорожного движения шагают с вами в ногу. Думайте за других, прогнозируйте наихудшие варианты развития событий и действуйте, учитывая их. В вашем поведении скрыты основные резервы безопасности на дороге!