Учащиеся Есаульской средней школы Сосновского района Челябинской области учатся создавать телевизионные программы, тем самым сохраняя для будущего ценные крупицы исторического времени. Когда-нибудь учителя в школе будут начинать урок
со слов: «А в это время в нашей школе…».
Историческая наука научится быть человечнее, она будет касаться каждого непосредственно. И в этом уже сегодня участвуют учащиеся Есаульской школы.
Учителем и наставником ребят в студии «Есаул ТВ» и в редакции газеты «Есаул-тайм» является Антон Шайнуров. Мы договорились с Антоном Талгатовичем, куратором и вдохновителем школьной телестудии, встретиться, чтобы он и его воспитанники рассказали о школьном телевидении.
Открылась дверь и……
Меня проводили в кабинет. Девочки читали закадровый текст. И настолько они мне показались родными, что я тут же присоединился к обсуждению. Не выгнали.
Написать закадровый текст – непростая задача. Но девушки, занимающиеся в студии, это делают. Александра Хлызова, Ангелина Харина, Светлана Биева готовят не только закадровые тексты, но и озвучивают видеоряд.
Антон Шайнуров как наставник смог учащихся подвигнуть к такой работе. Для педагога это тоже непросто выявить в ребятах способность свои мысли четко и структурированно излагать на бумаге, а потом произносить в микрофон. Даже взрослые люди в такой ситуации чувствуют себя неуверенно. Может быть, здесь сыграла роль одна педагогическая уловка? Антон сам внимательно вслушивается, всматривается в работу, но во время съёмок только помогает. Всем процессом съёмки руководит режиссёр Полина Хлызова. Делать телевизионный сюжет, создавать заставки для ведущих, писать закадровые тексты, снимать, руководить процессом съёмок и работой коллектива – это немного другое, нежели решать задачи на уроке или отвечать у доски проработанный материал. Я бы это сравнил с сочинением на свободную тему, когда один пишет: « В саду росли цветы», а другой – «В саду благоухали розы».
Работа над текстом и работа ведущих
Сегодня мне показали тот момент, когда обсуждается текст подводки. В роли ведущих очередной программы «Есаул ТВ» выступят Лиана Мухаметчина и Илья Кошкин. На первый взгляд кажется, ученикам нужно произнести всего несколько фраз, чтобы потом на экране телевизора появился сюжет. Но и сами ребята, и руководитель понимают, что ведущие – это лицо выпуска.
Мы вместе читаем текст. Конечно, телевизионная программа «ЕсаулТВ» итоговая. Всё, что произошло в первой четверти учебного года осенью 2019 года, все, что попало на видео, будет показано. Школьники и их родители (а программу можно найти на интернет-платформе youtube) ещё раз возвратятся к прошедшим событиям. Поэтому перед ведущими поставлена задача словами, интонациями голоса, короткими жестами, загадочным смыслом текста возбудить интерес. И чтобы язык (тот орган, что во рту) не вяз в произношении слов. Мы вместе первую подводку прорабатываем раза четыре. На последнем заходе Илья Кошкин и Лиана Мухаметчина уже не заглядывают в текст – смотрят в объектив моего фотоаппарата. Считаю, что текст получился.
– Мы на роли ведущих берём ребят, кто сам желает попробовать это ремесло, или по рекомендации других приглашаем в студию, – рассказывает Антон Шайнуров. – Обычно работает пара. Кто-то постарше, кто-то из младших классов. Но обязательно мальчик и девочка. Классический вариант телевизионной программы.
– Антон Талгатович, а вы просите своих детей делать аналитический материал о том, что уже произошло, или они озвучивают экранную картинку?
– В зависимости от ситуации и опыта. У нас есть журналисты Ангелина Харина и Ксения Шабалина, они больше материалов создают для газеты и имеют больше опыта, поэтому работают в различных жанрах. Ангелина в этом году в газете «Сосновская нива» два месяца поработала. Те, кто приходят в студию и начинают учиться, конечно, чаще всего удовлетворяются пересказом событий.
– Ребята, а как вы пишете тексты? Смотрите видеоряд и работаете?
– Чаще всего мы распределяем работу по написанию текстов как домашнее сочинение. Мы же на этих мероприятиях были, видели, запомнили. Поэтому мы дома пишем свой рассказ, – говорит Полина Хлызова, – а потом, как сегодня с вами, текст обсуждаем. Антон Талгатович помогает. Слова заменяем, мысли до конца дописываем, от просторечий избавляемся. И начинаем монтировать видеосюжет, исходя из нашего текста.
О специфике
В различных выпусках «Есаул ТВ», а их вышло уже тринадцать и готовится четырнадцатый, использовано всё, на что способна сегодня фото и видеотехника. В телепередаче могут быть использованы фотографии, видеозаписи, специально отснятые материалы, в которых даже есть такой приём, как стенд-ап. Юный тележурналист с микрофоном в руке рассказывает о происходящих событиях и берет интервью.
Участники студии рассказали о спецвыпусках «Есаул ТВ» «Пока все дома».
Спрашиваю, как это происходит? Полина, Алина, Илья, Саша и Антон Талгатович рассказывают, как они приходят в гости к учителям. Не искажая сценария известной передачи, разливают чай и начинают «приставать» к учителям с расспросами.
– Поделитесь, про что спрашиваете?
– Про новогодние праздники и традиции, про весну, – Полина задумывается.
– Про ЕГЭ, – помогает Илья.
– Елену Алексеевну расспрашивали, как она учителем математики стала, – добавляет Алина.
О технике
Когда я шёл по школьным коридорам, заметил огромные телевизионные экраны в коридорах школы. Да здесь сам бог велел ученикам не только делать телевизионные передачи про итоги, но и что-то снимать ещё: познавательные постановки, короткометражки. Для этого у них всё есть.
Видеооператор студии Данил Козлов только в этом году приступил к работе.
– Я на кнопки нажимаю больше. Мы же снимаем ведущих. Там и свет ставим, и камеру. А сюжеты монтируем. Их могут и другие снять. Мероприятия я снимаю. Вот выборы президента ученического самоуправления снимал, – рассказывает Данил.
– У нас на этих выборах прямо гонка была, – дополняет Полина Хлызова. – Ролики делали в защиту претендентов. Слушали планы. Всё по-настоящему.
– А что у вас есть из техники?
– Три различные видеокамеры, фотоаппарат, компьютер, телевизоры. Записывающие устройства, несколько фонарей, – говорит Данил, пока я пытаюсь поймать в объектив изображение с экрана видеокамеры.
Медиа в РДШ
– Наша школа участвует в Российском движении школьников. Там есть такой образовательный проект, как развитие современных СМИ, – говорит Антон Шайнуров, – И если у наших ребят есть желание этим заниматься, а у школы есть технические возможности такие занятия организовать, почему мы должны быть в стороне. Это поприще для активных людей. Мы уже выпустили учеников, кто был на ведущих позициях общественной жизни школы. Это и Настя Агеева, и Люба Иргалина, и другие ребята. Сегодня у нас есть ученицы, кто после окончания одиннадцатого класса думает связать свою жизнь с журналистикой.
Думаю, что Антон Шайнуров выбрал правильный путь во внеклассной деятельности. Сегодня видео занимает всё больше и больше пространства. Люди хотят видеть и слышать, и лучше прямо здесь и сейчас. Таковы тенденции развития современной журналистики. Но чтобы быть на высоте, надо в школе чему-то научиться.