Представим себе ситуацию. Предприниматель нашел свою нишу на рынке, создал продукт, придумал отличный запоминающийся логотип для маркировки товаров и услуг, начал производство и запустил рекламу. Он предвкушает получение стабильного дохода и общественного признания как производитель нужных, а главное, качественных товаров или услуг. И вдруг через некоторое время предприниматель видит, что у него появились «клоны». В социальных сетях «засветились» группы, предлагающие товары или услуги под тем же брендом. Что делать?
В первую очередь, прежде чем рассылать «нарушителям» гневные письма, нужно проверить, не зарегистрирован ли уже данный логотип как чей-то товарный знак.
Вообще-то, эту проверку необходимо было провести еще на стадии разработки логотипа или бренд-бука. При положительном результате проверки, то есть, если он «свободен», следовало незамедлительно подать заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака, пока это не сделали конкуренты. И вот теперь, в статусе правообладателя торговой марки можно отправлять «нарушителям» претензии. Если "клоны" не уйдут, можно обращаться в суд, чтобы защитить свои права. Таким образом, контрафакт исчезнет с рынка.
Но ситуация может быть и противоположная, когда ничего не подозревающему предпринимателю, только что запустившему рекламу своих услуг или товаров, приходит претензия о нарушении им прав на зарегистрированный товарный знак. Становится страшно, но, опять-таки, в первую очередь нужно проверить все характеристики товарного знака, на который ссылается оппонент. Ведь иногда имеет место простое запугивание или недобросовестная конкурентная борьба.
По результатам информационного поиска, так называемой «патентной разведки», можно принимать решение либо о прекращении незаконного использования чужой интеллектуальной собственности, либо об охране и защите своей.
Те же самые ситуации могут возникнуть и при экспорте-импорте продукции. Чтобы избежать неприятных последствий для бизнеса, необходимо постоянно следить за интеллектуальной собственностью, точно так же, как и за любой другой своей собственностью. А при создании новых продуктов или направлений бизнеса проверять, не будут ли нарушены права других лиц. Есть даже специальный термин для такой проверки – «экспертиза на патентную чистоту».
В решении любых, даже самых сложных проблем, возникающих при создании и использовании интеллектуальной собственности, всегда помогут специалисты Центра интеллектуальной собственности ЮУТПП. На базе палаты работает Центр поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ), основной задачей которого является информирование предпринимателей о возможностях, рисках и механизме охраны и защиты интеллектуальной собственности. При этом все первичные консультации для предпринимателей бесплатны.
За консультацией можно обратиться по тел. 8-351-264-78-22, эл. почте patent@tpp74,ru, через социальные сети или прийти лично по адресу: г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д. 56, к. 402 с 9 до 16 часов.