Семья из Сосновского района даже не знала, что современный протез ноги ребенку могут сделать в Челябинске за счет государства.
Чтобы получить удобный протез семье потребовалось пройти настоящий квест, который длился полтора года. Менять протез можно ежегодно.
Эта история заставляет задуматься о том, на какую помощь от государства мы вправе рассчитывать бесплатно, но ничего не знаем об этом.
Мы встретились с Настей и ее мамой в Челябинске. Они приехали в город, чтобы забрать новую пару специализированной обуви. В протезном предприятии, где сделали суперсовременный протез ноги для Насти ей рассказали о том, что с таким протезом она сможет даже ходить на каблуках. Впрочем, для Насти пока важнее научиться кататься на велосипеде и на лыжах, и лазить по деревьям не хуже других деревенских ребятишек. Протез для девочки стоил около 500 тысяч рублей. Впрочем, обо всем по порядку.
Настя Тимофеева – бойкая девчонка 15 лет от роду из поселка Высокого Сосновского района Челябинской области. Это небольшой поселок, где не бывает случайных людей. Устойчивого сигнала сотовой связи здесь тоже нет, как и Интернета. На пяти деревенских улицах живет не больше двухсот человек. Самый популярный транспорт — школьный автобус, который пробирается сюда по ухабам каждый будний день, чтобы отвезти малышню к знаниям и вернуть обратно в деревню. Кружков и секций дети преимущественно не посещают. Детвора в Высоком стайками носится по улице с утра и до вечера.
С рождения живет здесь и Настя. Обычная сельская девочка, которая не боится коров и гоняет окрестных мальчишек. Так вот однажды Настя упала и пожаловалось дома на боль в колене. Родители ее, как водится, пожалели и наложили компресс. Благо, что мама у Насти медсестра. Лечить детские ссадины и ушибы для нее дело привычное. В семье шестеро детей, Настя младшая. Сколько было в семье разбитых коленок, локтей, синяков и царапин – не сосчитать. Но в этот раз боль в колене не проходила.
Врач в районной больнице наложил гипс. Спустя положенное время улучшений не последовало.
«Ох, что-то не нравится мне все это», — с такими словами сельский доктор отправил Настю к областным коллегам. И снова был гипс, и снова без улучшений. Нога совсем перестала сгибаться, а боль не прошла.
«Злокачественное новообразование. Онкология. Саркома» – вдруг раздалось из уст врача, как гром среди ясного неба. В онкологическом отделении Челябинской детской клинической больницы Настя провела год. Сохранить ножку не удалось, ампутировали ниже колена.
– Капельницу делали восемь суток подряд днем и ночью, – вспоминает Настина мама о том, что пришлось пережить. Болезнь отступила. И добрый челябинец Денис подарил Насте костыли, чтобы она вновь училась ходить. Он привез их прямо в больницу, узнав историю Насти в фонде «Искорка». Этого человека в семье Насти до сих пор вспоминают с большой теплотой.
– Я там в отделении тогда много всего осознала. Людей в мире хороших больше, чем плохих. Добрые люди попадаются нам постоянно. В фонде «Искорка» для Насти собирали деньги, помогали лекарствами. А еще, помню, врач наш лечащий Елена Юрьевна Шаталова записала нас на консультацию к психологу, видя нашу подавленность. Мы, правда, тогда все очень переживали за Настю. Даже муж заболел серьезно. Я единственный раз в своей жизни была у психолога. Но от того, что выговорилась и получила поддержку, вышла из кабинета просто другим человеком, как будто камень с души упал, заново родилась, что ли. Вот до сих пор я ту беседу вспоминаю и легче становится», — рассказывает мама девочки Наиля Геннадьевна.
В «Искорке» Настю тоже помнят. Сайт благотворительного движения бережно хранит историю ее победы над болезнью. С экрана смотрит безволосая девочка, совсем не похожая на Настю сейчас. Вот Насте искали костыли всем миром, а вот собирали деньги на лекарства.
Оптимистичный настрой мамы помог победить болезнь, настроить всех близких и дочку на новую волну. Добрые люди с тех пор попадаются этой семье всю чаще.
В мае 2018 года Настя участвовала в «Играх победителей», где девочку с хорошими спортивными данными и по-спортивному упертым характером заметил друг фонда «Искорка» и один из судей параолимпиец Вадим Алешкин. Он сам потерял ногу в детстве, когда ему было примерно столько же сколько и Насти. Но инвалидность не помещала добиться ему высоких спортивных достижений в кибатлетике. Он первый обратил внимание на Настин протез и договорился, что ее проконсультируют московские специалисты, которые как раз планируют приехать в Челябинск. Оказалось, что протез, действительно, был изготовлен неверно. Сняв мерки, столичные специалисты обещали прислать свои рекомендации по изготовлению подходящего протеза.
Чтобы получить новый протез бесплатно Насте предстояло пройти медкомиссию и внести изменения в индивидуальную программу реабилитации. Дорогостоящий протез также требовалось обосновать. Тут помогли данные о спортивных победах и достижениях. Квест по кабинетам врачей и чиновников длился больше года.
Выстоять, не опустить руки и дойти до финала семье помогло участие в программе благотворительного движения «Искорка фонда» «Курс на счастье в семье 2.0», который был реализован в Челябинске на средства Фонда президентских грантов.
С семьей работали тьюторы Татьяна Пострыбайло и Татьяна Мохова: «Чтобы добиться поставленной цели мы подробно расписали каждый шаг. Какие документы и где необходимо получить, как правильно заверить и как скоро собрать, чтобы не истек срок годности. К решению вопроса были подключены специалисты Челябинского отделения Фонда социального страхования. Мама Насти, оказалась, очень дисциплинированным, понимающим человеком. Ей приходилось много ездить в Челябинск. Живя в деревне, это не так-то просто. Мало того, что приходилось отпрашиваться с работы, проблемно было и доехать до города. Транспортная доступность у нас в регионе оставляет желать лучшего», – рассказывает тьютор благотворительного движения.
С благодарностью вспоминает сотрудников «Искорки» Наиля Геннадьевна, признаваясь, что без поддержки и подсказок у нее не получилось бы добиться результата.
В итоге в октябре этого года Настя получила свой новый протез. Его изготовили бесплатно за счет средств ФСС на протезном предприятии «Александрия» в Челябинске с учетом рекомендаций столичных специалистов.
– Я поражаюсь тому, сколько всего мы не знаем. Ведь о том, что можно заказать более дорогой современный протез, нам никто не говорил. Оказывается, можем взять у государства бесплатно гораздо больше, но часто не знаем об этом или верим отпискам о том, что нам ничего не положено. Я очень рада, что встретились люди, которые помогли сделать хороший протез. Я как не специалист не могу судить о его свойствах, но очень надеюсь, что с ним Настя будет жить полноценной жизнью. Она очень любит двигаться. Для нее движение – это жизнь, – признается Настина мама.
Настя привыкает к новому протезу и пополняет копилку спортивных наград. По счастливой случайности ее пригласили участвовать в соревнованиях детей-инвалидов в Тюмени. Дух состязаний ей пришелся по душе.
– Когда вырасту я хочу быть полицейским. Но, если не получится пройти туда по здоровью, то я готова стать параолимпийской чемпионкой по бегу и лыжным гонкам, — размышляет она.
Менять протез детям полагается раз в год. Родители Насти шутят, что пора начинать собирать документы вновь. Но в региональном отделении ФСС рекомендуют не торопиться с этим вопросом. Согласно изменениям в законе, вступившим в силу в этом году, дорогостоящие протезы через год должна будет осмотреть комиссия и дать свое заключение, нужно ли менять протез или можно продлить срок его эксплуатации.