Кузнец – одна из древнейших профессий. В стародавние времена представитель этого ремесла слыл самым уважаемым и востребованным. А сейчас? Об этом мы поговорили с профессиональным кузнецом Николаем Луговских, работающем в «Гардарике», – уникальном для Челябинской области парке-музее истории России под открытым небом, расположенном в Сосновском районе.
В ранешние времена кузня обычно стояла на краю деревни, в «Гардарике», следуя традициям, хозяйство кузнеца тоже вынесли на краешек поселения.
Деревянный навес, с трех сторон бревенчатые стены, может, для того, чтобы лучше было видно тем, кто приходит на экскурсии, а, может, сделано по канонам строительства 10 века. Николай утверждает, что всё сделано в максимальном соответствии с той эпохой. В углу – горн с мехами, посередине – наковальня, к задней стене примыкает стол, сверху пристроен инструмент и оснастка.
Николай разжигает горн и попутной разъясняет:
– Чтобы обрабатывать железо, его необходимо хорошо нагреть. Минимальная температура от 1300 градусов. Тогда металл станет податливым, как пластилин. Также можно плавить бронзу, что наши предки с успехом и делали. Для металлургической промышленности раннего средневековья использовали уголь, причем древесный. Уголь должен быть очень качественным, обязательно твердых пород. Очень ценился труд углежогов.
– Николай, как вы пришли к такому роду деятельности, ведь это не совсем современная профессия?
– Мой дед Николай Михайлович Луговских работал в Нагайбакском районе кузнецом. Всю жизнь в кузне – ремонтировал, чинил. Когда мы, внуки, подросли, стал к себе подтягивать. Показывал, натаскивал. Что успели, мы у него, как говорится, переняли, впитали. Теперь пользуюсь полученными знаниями и приобретенными навыками. Получается, я – кузнец-самоучка. Передача мастерства происходила, как в старые времена, путем приема в ученики. Имею высшее образование, по специальности инженер-технолог, увлекаюсь историей. Это помогает мне в работе. Многое постигаем методом тыка, где-то интернет помогает, ездим на фестивали – подсматриваем, советуемся друг с другом.
– Довольны ли вы своим выбором?
– Считаю, что звезды хорошо сошлись. Все составляющие успешной деятельности налицо – интересная, перспективная, творческая работа, зарплата, которая не смущает, и хороший коллектив.
– Обычно кузнеца представляют огромным сильным мужчиной. Необходимо ли современному кузнецу быть физически сильным?
– В современном производстве грубая сила, которую использовали раньше, сейчас заменена гидравлическим молотом, вместо мехов – проточный вентилятор. А вот все завитушки, гнутые элементы, как и прежде, делаются вручную на наковальне, инструмент – один в один, как и тысячу лет назад, поэтому физическая сила все-таки нужна. Но главное, на мой взгляд, – выносливость. Напарник у меня не здоровый, но жилистый парняга, попробуй с ним повозись.
– Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?
– Усидчивость, ну и творческий задел должен быть обязательно. Также кузнец должен обладать чувством вкуса, чтобы добиться необходимой изящности линий. Посмотрите на подсвечник (демонстрирует) – красота! Большая часть, того, что мы используем в нашем парке-музее, сделано нашими руками – гвозди для строительства, костыли на ворота, различная утварь. Не все, к сожалению, не часто можем работать – не хватает времени.
– С какими трудностями в работе приходиться сталкиваться?
– Свойство материала такое, что в процессе работы что-то может не получиться. Все время надо повышать свое мастерство. Читать, изучать, смотреть, слушать.
– Кузнечное дело для вас – только работа или еще и творчество?
– Творчество и хобби, которое приносит доход.
– Помните свою первую работу?
– Хорошо помню, как мы делали скобы. Большие скобы для строителей из арматуры. Дед ставил задачу – сделать их максимально одинаковыми.
– Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?
– Честно говоря, не помню. То, чем я занимаюсь,не разочаровывает и очень нравится. Возможно, я об этом и мечтал.
– Пользуются ли спросом ваши изделия?
– Ручная работа всегда пользуется спросом. Тем более если она выполнена с душой. Если у человека есть творческая изюминка, он обязательно обратит внимание на наши изделия. Как можно пройти мимо подковки или маленького декоративного ножичка, который можно повесить на шею.
– Какие изделия чаще всего приходится изготавливать?
– Не поверите – гвозди. К нам приезжают реконструкторы разного уровня вредности. Обязательно везде суют нос – на предмет соответствия эпохе. К примеру, доска прибита – обязательно спросит, почему у вас здесь шляпка?
– Какие приемы художественной ковки вы используете?
– Их довольно много, но основные – осадка, гнутьё, насечка узора, скручивание очень хорошо смотрится, завитушки всякие.
– Говорят, у многих кузнецов есть свои ритуалы. У вас тоже есть?
– В кузне очень важны не столько ритуалы, сколько традиции. Перед началом работы обязательно навожу на кузнице идеальный порядок. Чтобы все было разложено по порядочку. Здесь молотки, здесь клещи (показывает), здесь заготовки.
– Есть у вас дети? Вы бы хотели, чтобы они переняли от вас эту профессию?
– Как без детей! Старшей, Полине, 18 лет, сыну Василию 12, младшей, Богдане, 5 лет. Я им предоставляю возможность, а выбор зависит от них. Пробуют – куют, даже младшая пробует постучать. Притуганивать нельзя.
– Давайте немного пофилософствуем. Известно, что сердце автомобиля – мотор, а сердце кузни?
– Горн и наковальня, без них невозможно представить процесс ковки металла. А еще – живой огонь.
– Как вы считаете, есть ли у металла душа?
– Душа в любом материале есть. Как говорил Микеланджело: «Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его». Так же и металл – кузнец должен чувствовать металл, его душу.
– Смогли ли вы приручить металл? Ощущаете ли единение с ним?
– Не первый год работаю с металлом, но считаю, что стою лишь у истоков ремесла. Мне многое еще предстоит узнать, освоить, изучить. Чтобы постичь все тонкости, целой жизни не хватит. Приручить – не самое подходящее слово, мы с металлом состоим в тесной дружбе.
– Есть ли прямая связь между характером кузнеца и материалом, с которым он работает?
– Конечно, есть. Единение должно быть, взаимное проникновение. Чем бы человек ни занимался, он непроизвольно впитывает, вбирает в себя черты и качества того, с чем соприкасается.
– Чего металл не любит и не допускает по отношению к себе?
– В работе с металлом не должно быть спешки, неаккуратности и наплевательского отношения. Иначе он выдаст не то, что вы от него ожидали. Любая работа, если сделана с любовью и качественно, ласкает взгляд и тешит душу. Если начинаешь работу без охоты – ничего не получится.
– Выходит, от настроя кузнеца зависит очень много?
– Я бы даже сказал – все.
– Кузнечное дело – довольно грязная работа. Как вы к этому относитесь?
– Грязь – не сало, потер и отстало. С лихвой окупается благодарностью того, кому ты это делаешь. Когда что-то получилось, на то, что вымазался, внимание не обращается.
– Приходит ли к вам Муза, вдохновение?
– Бывает такое гармоничное состояние души, что все идет как по маслу. А порой думаешь, вертишь в голове и так и сяк, не получается, забыл уже про это. И вот, когда ты уже точно об этом не думаешь – оно приходит, и ты ясно видишь картинку, что нужно сделать.
– Не работой единой… Что вы делаете, «выходя из кузни»? Что ещё увлекает вас?
– Мы очень любим путешествовать – природа, история. Везде ездим. Первым делом, когда приезжаем в незнакомый город, идем в краеведческий музей, чтобы понять, что это за город. Плюс у нас есть Хаски, которая очень любит катать ребятишек. «Нива» была – любили по грязи гонять.
– Какие советы вы бы дали тем, кто хочет попробовать себя в кузнечном деле?
– Надо прийти к мастеру и попробовать, если будет получаться – развивать. Создавать все с нуля самому – дорогое удовольствие, одна наковальня тысяч 40-50 стоит. Деньги потратишь, а вдруг это не ваше.
– Верите ли вы в то, что каждый человек – кузнец своего счастья?
– Определённо, каждый сам для себя выбирает и смысл жизни, и способы.