Ещё одна загадка времён Великой Отечественной войны может быть разгадана с помощью наших читателей. Сегодня нужно внимательно вглядеться в довоенную фотографию. Возможно, у жителей Сосновского района в чьей-то семье хранится второй экземпляр.
В 2019 году журналистами газеты «Восход» найдены родственники рядового Красной Армии Шайхуллы Валиуллина (на фото он слева), погибшего осенью 1941 года у деревни Боровик Киришского района Ленинградской области. Родственники Шайхуллы Валиуллина сохранили и принесли в редакцию газеты «Восход» фотографию, на которой Шайхулла сфотографирован с однополчанином, земляком из Сосновского района Челябинской области. Но подписей на фотографии нет. Имени второго солдата аргаяшцы назвать не смогли. Но краеведы, историки, люди, служившие в армии, утверждают: в какой-то семье жителей Сосновского района должна быть вторая фотография, с именем и фамилией однополчанина Шайхуллы Валиуллина.
Наверное, в живых уже нет прямых родственников солдата, поэтому для внуков и правнуков мы попытались из разных источников собрать всю информацию о подразделении Красной Армии, в котором находились Шайхулла Валиуллин и его друг и однополчанин из Сосновского района. Может быть, эти сведения помогут опознать солдата из Сосновского района?
Но обо всем по порядку.
Могила в воронке
Бойцы поисковых отрядов «Волховский фронт» и «Небо Ленинграда» города Кириши, входящих в Общероссийское общественное движение «Поисковое движение России» во время июньской экспедиции 2019 года у бывшей деревни Боровик (урочище Боровик) обнаружили санитарное захоронение времен Великой Отечественной войны.
Участники поисковой экспедиции в лесах Ленинградской области. Фото из соцсети группы поискового движения России.
Место, где были обнаружены останки бойцов.
Санитарное захоронение производилось в естественных углублениях. В частности было определено, что в воронке находятся тела тридцати трех бойцов. При десяти из них поисковиками найдены специальные капсулы – смертные медальоны. Три медальона сломаны, в семи обнаружены стандартные бланки. Три бланка заполнены карандашом, поэтому были прочитаны сразу. Четыре бланка в медальонах были заполнены чернилами, отправлены на экспертизу. По подписанным личным вещам установлено имя одного солдата.
В сохранившемся смертном медальоне удалось разобрать текст, написанный карандашом. В оформлении указано где, когда и кем найден.
В одном из медальонов хранился бланк бойца Красной Армии Шайхуллы Валиуллина с данными, когда боец призван в Красную Армию, каким военным комиссариатом и где проживают ближайшие родственники.
Так Киришские поисковики через коллег из Челябинска вышли на журналистов газеты «Восход». А журналисты газеты помогли найти родственников солдата.
Появление снимка
Редактор районной газеты «Восход» Римма Хибатуллина опубликовала информацию, полученную от киришских поисковиков.
Газета Аргаяшского района "Восход".
Оказалось, что родственники бойца Красной Армии до сих пор проживают на территории района. И хотя прямых наследников у Шайхуллы не осталось, он был призван на действительную службу в восемнадцать лет осенью 1939 года, нашлась многочисленная родня. Родственники рассказали, что отец солдата в свое время писал запросы в архивы, но Шайхулла Валиевич числился без вести пропавшим бойцом. И только через семь с лишним десятилетий поисковый отряд выяснил, что солдат погиб в бою. Родственники бойца, жители Ново-Соболева, побывали в сентябре на перезахоронении останков, увезли на могилу горсть родной, аргаяшской земли.
В декабре 2019 года в редакцию вновь пришел один из родственников бойца Нуриагзам Валеев и принес старую фотографию – единственный сохранившийся в семейном архиве снимок солдата.
– Шайхулла написал тете, что на фото он вместе с земляком из Сосновского района, – рассказал Нуриагзам Хидиятович, – это они фотографировались на Дальнем Востоке перед отправкой на фронт. Может быть, удастся установить судьбу этого человека?
Дальневосточная дивизия
Снимку не менее 79 лет. Но в некоторых семьях, особенно там, где сыновья или мужья погибли на фронтах Великой Отечественной войны, с особым трепетом хранились письма, пересказывались истории, превратившиеся в легенды, где служил, кого видел, как воевал, откуда пришло последнее письмо.
Мы смогли воспользоваться несколькими открытыми источниками, в которых есть данные о передвижениях 317 стрелкового полка с июня 1941 года по 30 июля 1942 года. Зачем мы это делаем? Предполагаем, что через много лет мы сможем схематично воспроизвести короткий боевой путь Шайхуллы Валиуллина и его земляка и товарища из Сосновского района.
Шайхулла Валиуллин был красноармейцем 317 стрелкового полка 92 стрелковой дивизии, в должности ездового. В июне 1941 года стрелковая дивизия несла пограничную службу в Барабашском укрепрайоне на Дальнем Востоке и была расквартирована в посёлках Барабаш, Красный Утёс и Занадворовка. (сегодня существуют). 317 стрелковый полк квартировал в деревне Занадворовка. Возможно, фотография Шайхуллы Валиуллина с однополчанином и земляком из Сосновского района была сделана в посёлке Барабаш.
Известно, что 15 октября 1941 года дивизия, после нескольких проведённых на Дальнем Востоке манёвров, началась погрузку в эшелоны, чтобы отправиться на Западный фронт. Погрузка производилась на платформах станций Бамбурово, Раздольное, Красино и Славянка. В эшелоны грузилось военное имущество: средства связи, артиллерия, боезапас, гужевые повозки, лошади, личный состав подразделений.
Возможно, фотография сделана на станции Раздольное. Так как переслать фото можно было только в стандартном почтовом конверте. На станции это сделать было гораздо проще.
Так выглядело обычное армейское письмо из части или с фронта. Сейчас его называют "Фронтовой треугольник".
Из армейских частей в то время уходили треугольники, свёрнутые из самого письма. На чистой стороне писался адрес получателя, ставился штамп военной цензуры и штемпель отправившего письмо отделения военно-полевой почты.
Известно, что ко времени вступления дивизии в боевые действия командиром 317 стрелкового полка значился полковник В.Г.Поляков.
Первые боевые действия 317 стрелкового полка
Через пятнадцать дней эшелон прибыл в Новгородскую область, и 92 стрелковая дивизия начала разгрузку на станциях Тальцы, Хотцы и Неболчи. Есть сведения, что уже 30 октября части 92 стрелковой дивизии вступили в боевые действия против сил 20-ой моторизованной дивизии вермахта.
Урочище Боровик расположено недалеко от полотна железной дороги. В 2012 году тогда ещё живые местные жители рассказывали поисковикам о единственном бое за урочище, объясняя, почему Красной Армии нужно было выбить немцев с занимаемых деревень.От деревни Боровик к железнодорожным переездам 118 километру и 121 километру были проходимые пути. По ним немецкие войска могли продвигаться к железнодорожной ветке, идущей на Кириши и Мгу.
Схема боевых действий, опубликованная на сайте "Приволховье"
4 ноября в 18 часов 317 стрелковый полк двинулся через Ясновики и Боровик к Ханаковой Новинке, имея целью сбить передовые отряды противника в населённых пунктах и не позволить солдатам 90 пехотного полка 20 моторизованной дивизии вести боевые действия вблизи железной дороги. По сведениям поисковиков, солдаты полка не получили зимней формы одежды и вступили в боевые действия в том обмундировании, в каком прибыли с Дальнего Востока. Обнаруженные в санитарном захоронении погибшие красноармейцы все были обуты в сапоги и ботинки.
Есть записи воспоминаний жителей урочища Боровик о боевом столкновении 5 и 6 ноября 1941 года.
5 ноября около двух часов ночи в Боровик вошло подразделение немецкой пехоты. Утром того же дня немцы были атакованы частями Красной Армии и выбиты из урочища Боровик. Похоронной команды со стороны Красной Армии не было, так как стрелковые части не могли задерживаться и должны были наносить неожиданные удары по подразделениям немецких войск. Позиционное положение воюющих сторон было нестабильным. Командиры 92 стрелковой дивизии в первые дни даже не могли получить карт местности, где им предстояло вести боевые действия, поэтому точно определять, где находятся позиции противника, а где расположена наша оборона, младшие командиры не имели возможности.
Немецкие солдаты вернулись ночью шестого ноября в деревню, чтобы забрать своих убитых. Увезли около девяти десятков трупов. По армейским данным в бою было убито до двухсот гитлеровцев.
Поисковики отрядов «Волховский фронт» и «Небо Ленинграда» сообщают, что 6 ноября населённые пункты, освобождённые батальонами 317 стрелкового полка, подверглись массированной бомбардировке с воздуха.
Фотография с немецкими указателями на Тихвинском направлении
Местный житель Алексей Козлов, будучи подростком, был свидетелем тех событий (единственного за всю войну боя в урочище Боровик) и в 2012 году рассказывал краеведам, что погибших солдат Красной Армии не похоронили, так как во время атаки они приняли смерть в разных местах: в лесу, на полянах и около околицы. Их трупы занесло снегом. И только весной он, Алексей Козлов, и его друг и односельчанин Коля Балабин в разных воронках похоронили всех убитых: немецких солдат и бойцов Красной Армии. Об этом рассказывает сайт Приволховье, автор Александр Полисадов.
Значится в сводке потерь
Поисковики нашли документы с указанием потерь Красной Армии. Имеется запись о выбытии рядового Валиуллина Ш.В. красноармейца, ездового, с указанием места призыва и пометкой «пропал без вести» 6 ноября 1941 года. Возможно, Шайхулла Валиуллин погиб в бою 5 ноября или во время бомбёжки 6 ноября.
Список безвозвратных потерь. Красноармеец Валиулин Ш.В. занесен под номером 448.
В списки потерь 92 стрелковой дивизии красноармеец Шайхулла Валиуллин внесен при втором учете личного состава в феврале 1942 года и числится под номером 448. Всего учтено 876 погибших и пропавших без вести.
Титульный лист донесения.
Но есть список, составленный в январе 1942 года. В него внесены данные о 473 погибших командирах, сержантах и солдатах 92 стрелковой дивизии и 317 стрелкового полка в частности. Во всех списках погибших (а это именно те солдаты, кто прибыл на фронт с Дальнего Востока) при не очень качественной сверке обнаружено 53 военнослужащих из Челябинской области, несколько из них являлись кадровыми военными. Пятьдесят были призывниками. Нужно отметить, что Челябинская область 1939 года, когда совершался призыв в ряды Красной Армии – это и территория нынешней Курганской области. Всего в состав Челябинской области в это время входило 62 сельских района.
В списке безвозвратных потерь января 1942 года значатся несколько красноармейцев, призванных Сосновским РВК. Все они бойцы 317 стрелкового полка. Списочный состав, место рождения, сведения о родственниках даются по записям безвозвратных потерь 92 стрелковой дивизии, подписанных начальником штаба 92 стрелковой дивизии подполковником Карцевым.
Лист списка безвозвратных потерь 92 стрелковой дивизии. Нод номером 394 значится красноармеец, стрелок Пистовский Иван Александрович, уроженец Сосновского района Челябинской области.
Но и Сосновский район с 1941 года притерпел множество изменений. Он укрупнялся, разукрупнялся, часть посёлков перешла в другие районы или исчезла совсем, стала территорией города. Не всегда армейские писцы правильно вносили название наших населённых пунктов или сельских советов, поэтому точно сказать, где жили призывники, а потом солдаты 92 стрелковой дивизии, призванные Сосновским РВК, мы не можем.
Варышев Перт Кузьмич, младший сержант, род.Челябинская область, Вершининский СС, призван Сосновским РВК, отец Варышев Кузьма. Убит 21 ноября 1941 года в деревне Нижнее Заозёрье.
Пистовский Иван Александрович, красноармеец, род. Челябинская область, Сухоминский сс, 1917 года, призван Сосновским РВК. Убит 24 ноября 1941 года у деревни Реконь.
Третьяков Александр Васильевич, род. Перметский сс, призван Сосновским РВК, мать Анна Третьякова. Убит 1 ноября 1941 года у села Петровка.
Евсюк Яков Григорьевич, красноармеец, род. Челябинская область, Сосновский район, Петровский сс. Призван Сосновским РВК, отец Григорий Евсюк. Убит 6 ноября 1941 года, деревня Боровки.
Бинидюк Денис Андреевич, Чепетевский сс (возможно Чипишевский), призван Сосновским РВК. Убит 8 ноября 1941 года в деревне Петровка.
Всмотритесь в фотографию
Это все сведения о потерях дивизии с момента вступления в бой, до второго пополнения в марте 1942 года. Списка всего личного состава дивизии на октябрь 1941 года нами не найдено.
Мы можем предположить, что вместе с воином из Аргаяшской деревни Ново-Соболево плечом к плечу в тех боях участвовал и наш пока неизвестный земляк. Всмотритесь в фотографию, возможно, готовясь к шествию «Бессмертного полка» или акции «Стена памяти» вы уже делали копию с подобного снимка. Пусть станет известно ещё одно имя фронтовика, спасшего нашу родину от фашистского порабощения.