Отдел МВД по Сосновскому району Челябинской области рекомендует ознакомиться с распространенными и новыми способами обмана с помощью телефона, а также предупредить о возможной опасности пожилых родственников.
«Мама, я сбил человека»
Один из классических способов – выдать себя за родственника жертвы, который, умышленно или нет, совершил какое-то преступление (сбил пешехода на переходе, попался полиции с наркотиками), а затем выманивать деньги, чтобы закрыть дело. Как правило, такой «развод» начинается с телефонного звонка самого «родственника», за которого выдает себя злоумышленник. То, что его голос не всегда похож на голос настоящего родственника жертвы, объясняется волнением (зачастую и это не приходится объяснять – жертва «развода» додумает это сама). Затем трубку передают «следователю», «полицейскому» или «адвокату», который обещает уладить дело за вознаграждение.
«Вам положена компенсация»
Не так давно мошенники разработали новую схему: теперь они представляются сотрудниками госструктур и рассказывают о возмещении ущерба по уголовным делам – конечно, несуществующим.
Так, злоумышленники сообщают людям, что тех якобы признали потерпевшими по делу об обороте фальсифицированных БАДов и лекарственных средств, и даже предоставляют некие «правовые документы». Потом они предлагают перечислить деньги, чтобы обеспечить дальнейшее возмещение морального вреда.
«Ваша карта заблокирована»
Мошенники представляются не только следователями, но сотрудниками банков, и сообщают о подозрительных операциях со счетом. У аферистов десятки, если не сотни схем, и они мастерски входят в доверие к людям.
К примеру, они предупреждают клиента о попытке несанкционированного списания денег с карты. Или пытаются сыграть на страхе потерять накопления: могут позвонить и заявить, что деньги в опасности и нужно срочно перевести их на некий резервный счет. При этом мошенники пытаются выяснить номер, пин-код карты клиента или СМС-код для совершения финансовых операций. Иногда они могут назвать и персональные данные клиента.
В начале года клиенты «Сбербанка» сообщили, что мошенники звонили им с номеров самого банка и имели данные об остатках на клиентских счетах и последних транзакциях. Сомневавшимся клиентам мошенники направляли sms с подтверждением с короткого номера 900, где также имитировалось сообщение от банка. В свою очередь в банке заявили, что внимательно изучают случаи таких звонков, и посоветовали клиентам обязательно перезванивать в банк при подозрении на мошенничество.
«Вы выиграли в лотерею»
Мошенники могут представиться сотрудниками оператора мобильной связи или любой компании, которая разыгрывает призы. К примеру, они сообщат доверчивому гражданину, что тот выиграл в лотерею, но для получения денег нужно оплатить комиссию за перевод выигрыша из за рубеж. Мошенники научились подделывать не только телефонные номера, но и использовать фоновый шум, создающий видимость работы офиса. Кроме того, потенциальным жертвам может звонить робот, подделывающий любые голоса.
Пропущенный вызов
Этой схемой мошенники пользуются не первый год. Они звонят с номера, соединение с которым является платным. Когда жертва поднимает трубку, с ее счета автоматически списываются деньги. Более современный вид такого мошенничества – пропущенный вызов. Мошенники звонят с «платного» номера и сразу сбрасывают звонок. Если абонент самостоятельно перезванивает им, с него также снимают деньги.
Как не дать себя обмануть: советы
Чаще всего деньги у россиян крадут из-за их низкой киберграмотности, а также после потери или кражи телефона.
Чтобы не стать жертвой мошенников, прежде чем переводить кому-либо деньги, стоит вначале критически осмыслить ситуацию.
Самые распространенные способы понять, что вам звонят мошенники: вас просят сообщить CVV-код карты, кодовое слово, код из sms или диктуют вам реквизиты для перевода.
Подозрения должны возникнуть, если:
звонящий отказывается назвать себя,
давит или торопит,
обещает легкие деньги,
просит никому не сообщать о разговоре и его содержании.
Нельзя рассказывать незнакомцам ничего, что связано с банковскими счетами, паролями, паспортными данными, кодовыми словами. Ни в коем случае не стоит сообщать номер карты и напечатанный на ней трехзначный код.
Полиция предупреждает: если возникли малейшие подозрения, следует попросить перезвонить позже, не лишним будет сказать, что вы записываете разговор. А лучше – просто повесить трубку. И, конечно, обязательно надо перепроверить информацию: например, перезвонить на горячую линию банка.
Внимание! Сотрудники банка никогда не будут вам звонить первыми.