Ситуация с коронавирусом ставит перед школами новую проблему – организацию дистанционного обучения. Современные технологии позволяют перевести почти все этапы учебного процесса в удаленный формат, вопрос в другом – у всех ли есть такая возможность? Директор одной из школ Сосновского района Челябинской области поделился, как удается наладить образовательный процесс в новых условиях.
Учителя к этому готовы априори, уровень их подготовки подразумевает владение информационно-коммуникативными технологиями. Но многое зависит как от технической оснащенности школ, особенно находящихся вне крупных населенных пунктов, так и, отсутствия интернета или компьютера в семьях.
Возможно ли дистанционное обучение в школах нашего района? Особенно не в таких гигантах, как Долгодеревенская или Рощинская, их можно ставить в один ряд с городскими, а в маленьких, с численностью учащихся чуть более ста.
О возможностях своей школы рассказал директор Смольнинская школы Дмитрий Титков. Школа действительно очень маленькая. Десять классов – с первого по девятый, плюс один 6-й, коррекционный класс. Всего 113 детей, которых обучают 10 педагогов. Большая часть детей на подвозе. Кроме ребят из Смолино, в школе учатся дети из Чишмы и Большого Таскино.
– Все школы должны быть готовы, и большие передовые школы, и такие, как наша, маленькие сельские, уступающие в оснащении, – подчеркивает Дмитрий Александрович. – Мы всегда на передовой вводимых новых информационных технологий. На школах происходит апробация новых технологий и различных административных ресурсов. В этом плане мы впереди. Другие социальные структуры могут быть еще не готовы, а в школах это все уже вводят и апробируют. Мы с понедельника начинаем образовательный процесс в форме дистанционного обучения.
– Как будет происходить сам процесс?
– Многие представляют – стоит учитель у доски и через интернет ведет урок всему классу. Хотелось бы именно так, но это не реально. Разговор идет об обучении с использованием различных технологий, отличных от классической системы уроков. Существует много разных форм дистанционного обучения, все зависит от технической оснащенности школы.
У наших учителей нет возможности работать из дома – высокоскоростной интернет только в школе, у всех остальных только мобильный интернет. Поэтому наши учителя будут приходить в школу. У каждого учителя автоматизированное рабочее место – компьютер, МФУ, проектор, пять интерактивных досок. Есть специализированный учебный компьютерный класс.
Основную работу построим на базе всероссийских образовательных платформ, таких как «Яндекс.Учебник», «Учи.ру», «ЯКласс». Также будем использовать возможности соцсетей, СМС-оповещения.
Учителями составляется специальный план по дистанционному обучению, согласно которому даются задания. Если у ученика нет возможности выхода в интернет, то даются задания по тем учебникам, которые у них на руках. Часть заданий выполняется в виде тестов, часть – как обычно в рабочих тетрадях (будет проверяться, когда закончится карантин).
– Есть ли в вашей школе опыт подобного обучения?
– В феврале, согласно предписаниям Роспотребнадзора, школа закрывалась на карантин, в это время проводили дистанционное обучение с помощью сетевого города и СМС-оповещения.
– Учитывая, что у вас плохой интернет, да и не у всех дома есть компьютеры, можно ли как-то использовать смартфоны, уж они-то в каждой семье есть?
– Ещё есть вариант, когда учитель записывает самые важные моменты темы на видео в классе с помощью наглядных средств обучения (видеоурок) и выкладывает в группе в соцсетях. Посмотреть можно как на компьютере, так и на телефоне. Намного удобнее видеоконференции.
У нас в школе для этого есть оборудование – видеокамеры, фотоаппараты с функцией видео. Опыта снятия видеоуроков у нас пока нет, а в конкурсах видеороликов мы участвовали, и внутри школы, и на муниципальных этапах. К тому же есть уже готовые видео на любую тему по всем предметам на сайтах infourok.ru, school.yandex.ru. Учитель может найти необходимый материал и дать детям нужную ссылку.
– Повлияет ли ситуация с дистанционным обучением на сроки сдачи экзаменов?
– Среди сотрудников образования бытует такая точка зрения, что было бы не плохо из-за карантина сдвинуть весь календарный график примерно на один месяц. Это спасло бы ситуацию – учащиеся успели бы наверстать упущенное и вернуться к соответствующему уровню знаний.
– Получается, дистанционное обучение не может полноценно заменить очное обучение?
– Дистанционное обучение предполагает достаточный уровень мотивации обучающихся, у наших детей, к сожалению, он недостаточно высок. Часть детей сами учиться не могут, а родителям бывает некогда или они не обладают теми навыками, чтобы помочь ребенку с дистанционным обучением.