Житель деревни Касарги Леонид Невзоров вспоминает в своих дневниках о самых первых впечатлениях раннего детства и рассказывает о родословной своей семьи. Первые осознанные воспоминания относятся к 1930 году, времени коллективизации на Южном Урале, созданию первых колхозов и коммун.
Продолжение. Начало здесь
О дяде Михаиле
Михаил Иванович был у нас человек мастеровой. В завозне сделал себе верстак. Из мелкого тальника плел коробки для саней. Сплел коробок для ходка. Красивый коробок получился. Тятя сначала на него ворчал. А потом видит, что полезное дело получается. Не стал ворчать. А Миша стал точить веретешки и сам мастерить балалайки. Маме наточил веретешек, чтобы она могла прясть пряжу.
Тятя купил ему гармонь. Миша быстро выучился играть и стал с гармонью ходить по деревне.
Вечерами уходил на вечорки. И гулял по улице с гармонью. Потому что молодежи в деревне было много: и девчат, и парней. У Миши был дружок-телохранитель – Казанцев Василий Андреевич. Миша с Василием ходили по всей деревне. Василий был сильный парень и всегда заступался за Мишу, в обиду не давал.
Свадьба
Михаил Иванович женился в 1928 году, зимой. Мне тогда 4 года было.
Свадьбу гуляли в горнице. Девушку он выбрал себе Анну Павловну Подкорытову. Он с ней дружил.
На ней и женился. Прожили они в отцовом дому больше года. У них родилась первая дочь. Назвали Дуняшкой. А мама в тот год тоже родила дочь. Назвали Валей. Повесили в избе две зыбки. У Дуни зыбка была на пружине. А у Вали зыбка была в оцеп. Я их качал обе.
Миша от нас ушел. Нюра с нами жить не захотела. Миша сначала колебался, не хотел уходить от родителей. Но пошел. У его тестя Подкорытова Павла Степановича в ограде была малуха. В ней Миша с Нюрой и поселились. Дуняшка потом заболела и быстро померла. В тридцатом году у Миши и Нюры родилась другая девочка. Назвали Полей.
Коллективизация
Осенью 1930-го года началась коллективизация. Крестьян не спрашивали, пойдут они в колхоз или нет. Скот забрали. У нас было три лошади. Пеганко, Бурко и Рыжуха с жеребенком. Их забрали в колхоз.
Корову одну, два подростка, овец десять голов с приплодом и одну свиноматку. Весь сельхозинвентарь: плуг, бороны, телеги, рыдваны, ходок, – все сдали в колхоз. Все зерно семенное, продовольственное, фуражное сдали в колхоз. Осталась только та мука, что тятей была намолота.
Колхоз назвали «Сдвиг»
Тятя сильно переживал за свое хозяйство. Проходила эта коллективизация насильно. Добровольно никто в колхоз не шел и ничего не сдавал. Но приезжали уполномоченные из города, крестьянину оставляли одну корову и кур. Все.
Вся деревня начала работать в колхозе. В первый год все работали в колхозе, как в своем хозяйстве – добросовестно.
Первый год в колхозе
Тятю взяли в колхозе полевым объездчиком. За ним была закреплена лошадь с ходком.
Он охранял зерновые клади – сложенные снопы. В тот год кладей в поле было много. Урожай в тот год был хороший. У крестьян земля была приготовлена, пары заправлены. Зерна нажали много и в поле сложили.
У тяти была берданка, и он осенью любил охотничать. Мы ездили с ним осматривать клади на Карги. Там у озера было много скирд. Дождемся вечера и пойдем на охоту. Дичи было очень много. Тятя набьет уток, гусей. Везем домой. Дичь жирная. А мама ворчит порой: «Ваня, ты мне со своей дичью надоел». Но всегда дичь обрабатывала и приводила в дело.
Не мое
Тяте потом предложили должность кладовщика в колхозе. Он стал работать на колхозных складах. Только дела в колхозе пошли хуже. В нем было несколько бригад. Полевые бригады не стали беречь инвентарь. Стали ко всему относиться халатно. Потому что – не мое. Лошадей стали калечить. Уход за ними стал плохой. На второй год наших лошадей в колхозе уже живых не было.
Тогда стали делать коммуну. Коров у колхозников забрали и свели в общее стадо. Колхозникам стало жить хуже. У крестьян скота не осталось. Из коммуны на семью выдавали по литру молока. Такая коммуна тоже долго не продержалась. Осенью сошлись в коммуну, а весной коров раздали колхозникам назад. Мы стали молоко от своей коровы кушать. Но приплод от коров колхозникам не вернули.
Выезд на посевную
Весной колхоз стал готовить выезд на подготовку к весенней посевной. Колхозники готовили сельхозинвентарь и сбрую для лошадей. Некоторых лошадей ставили на откорм.
Назначался выездной день. В этот день по деревне ехали подводы. На первой был повар с котлом. На подводы были сложены плуги и бороны. Все, что нужно для посевной. Тракторов еще не было. Мы, ребятишки, бегали вдоль обоза взад и вперед, кричали: «Выезд на посевную! Выезд на посевную!». К взрослым на выезд приезжала комиссия из райкома.
Продолжение следует
Главное фото: в прошлом году глава Сосновского района Евгений Ваганов лично поздравил Леонида Ивановича Невзорова с Днем Победы