Полученные нами дневниковые записи жителя деревни Касарги Леонида Невзорова заканчиваются 1949 годом. Наверное, для Леонида Ивановича первая четверть века стала самой значительной, когда несколько раз к ряду менялся уклад жизни, а на долю автора выпадали суровые испытания, каких не испытал он больше никогда. Читателям же был представлен подлинный исторический рассказ о, теперь уже, далеком прошлом нашей страны и нашего края.
Окончание. Предыдущие главы можно прочитать здесь
В райвоенкомат и в гости к другу
Через несколько дней я поехал на лошади в Долгую. Нужно было встать на учет в райвоенкомате и сходить в собес. В военкомате документы отдал секретарю. Он просмотрел все справки, данные в госпитале, и поставил меня на учет. Сказал, чтобы через шесть месяцев я пришел на обследование, на медицинскую комиссию в поликлинику в Долгой. Сделав все дела в Долгой, я поехал назад в Касарги на попутной подводе. Из армии по болезни был комиссован Попов Василий. Он жил у кузницы. Я к нему часто захаживал. А он сам никуда не ходил. С молодежью не дружил. Когда я приходил к нему, он был всегда доволен. Мы рассказывали друг другу про армейские и фронтовые походы, про дни и ночи на фронте.
Разучивали фронтовые песни. Я некоторые записывал в блокнот, а потом разучивал слова. Мы часто пели «Золотой Огонек» и «Медсестра, дорогая Анюта». Эти фронтовые песни помогали нам выжить в те годы.
Встреча с братом Иваном
Как-то сижу я у окна, смотрю, ворота открываются. Думал, во двор к нам уполномоченный по налогам идет. В то время со всех жителей в деревне брали военный налог – 500 рублей. И еще сельхозналог на личное хозяйство полагался: 300 литров молока, 40 килограммов мяса. А в колхозе в военное время денег не платили, считали только трудодни. Их называли палочками.
Но смотрю, это не инспектор, а брат Иван Иванович. Он не знал, что я с фронта по ранению вернулся. Он жил и работал в Чебаркуле на военном предприятии. С Валентиной жизнь у них не задалась. И он теперь жил у одной старушки на квартире.
Он пришел, а у нас и угостить его нечем. Мама нашла сухих бобов и натолкла в муку, чтобы суп с картошкой сварить.
Брат гостил у нас несколько дней. У него были отгулы. А потом пошел на разъезд Касарги, чтобы домой ехать. Я его провожать пошел. А он идет быстро. Торопится. Нехорошо ему было от того, что с Валентиной разладилось.
Ваня после войны женился на другой женщине. В Чебаркуле. Звали ее Паня.
1944 год. Колхоз «Сдвиг»
Весной 1944 года в колхозе земли засевалось совсем мало. Поля были брошены и зарастали травой. Тракторы все поломаны, а старая техника негодная. Председателем колхоза в 1944 году был Андреев И.В., бригадиром тракторной бригады Бухарин П.Н., агрономом – Брескина М., завфермой – Попов А.А. Эти люди вершили колхозные дела. Но я в эту весну в колхозных делах не участвовал, ждал перекомиссию. В июне пришла повестка.
Поехал в Долгую, в поликлинику. Там солдаты со всего района. Меня оставили еще на шесть месяцев. Надо было теперь устраиваться на работу.
Мария Ивановна съездила в командировку
Мама Мария Ивановна работала в колхозе дояркой. Но доярки летом и другую работу делали – сено косили и метали. Подоят коров утром, а Байрамгулов Александр уже всех на сенокос собирает. До шести часов на сенокосе. Потом заедут домой покушать и умыться, и снова идут на вечернюю дойку.
На колхоз «Сдвиг» дали одну путевку в костромской колхоз Караваево. Сказали, что поедет Мария Ивановна, пусть посмотрит, как в передовом колхозе дела обстоят. С долгодеревенскими передовиками Мария Ивановна ездила в Костромскую область. Через Москву.
У них был племенной совхоз. Они много молока надаивали, а выход телят был 90%. Об этом маме нужно было всем дояркам в колхозе «Сдвиг» рассказать.
Осень, Анфиса, любовь
С Анфисой дружба у нас расстраивалась. Между нами был третий. Приезжал из Челябинска солдат по имени Сергей. Был он в звании сержанта и служил в танковых войсках. Как приедет из части в Касарги, так заглядывает к Анфисе Меленкиной. Она с ним время проводила. В марте месяце, во второй половине, уже притаивать начало, я пошел к Степану Прокопьевичу в два часа дня. И тут встретил Анфису с другом. Она не знала, куда глаза девать. Мне первое время было больно порывать дружбу с Анфисой. Я ей полюбил. Но нужно было другую девушку находить. Познакомился я с Зыряновой Лидией. Но с ней у нас разговор не клеился. Она все время молчала. Потом я познакомился с Лидией Резепиной.
Но на 27 годовщину Великой октябрьской революции мне Валентина сказала, что Анфиса со мной хочет поговорить и зовет на вечеринку. В тот день мы были на вечеринке у Анфисы, и потом ходили в клуб, где тоже был праздник. И даже наливали водки. В клубе молодежь веселилась, играла гармонь, и были танцы. А где-то шла война.
Анну Сухоносову ограбили
В конце ноября поутру к нам прибежал председатель колхоза Иван Васильевич Андреев и спрашивает мать: «Где у тебя сын?» – «Вон, на полатях спит», – ответила мать.
Оказывается, в эту ночь ограбили Анну Сухоносову. Выбили раму и залезли в дом. Саму Аннушку бросили в подпол и закрыли западней. У не было много пшеницы, так всю пшеницу из дома выгребли. Потом оказалось, что у Аннушки работал старик из города, полы перестилал и ларь делал. Он с сыном и решил напасть на Аннушку. Но председатель к нам пришел, чтобы узнать, не замешан ли я в воровстве? В тот день он предложил мне работать бригадиром на животноводстве.
Бригадир животноводства
Я прихожу на овчарню, на разнарядку. Там меня встречают колхозники и завфермой Андрей Андреевич. Я со всеми поздоровался. А Андрей Андреевич говорит: «Вот, уважаемые колхозники, это моя смена. Я уже старый, мне помощь нужна. Работать бригадиром у нас теперь будет Леонид Иванович Невзоров. Он фронтовик, и вы все его хорошо знаете. Прошу вас, товарищи колхозники, уважать, и ему подчиняться!».
Я должен был распределять подвоз грубых кормов по фермам. Корма возили на быках. И девушки с этими быками сильно маялись.
Работать приходилось с утра до позднего вечера. Корма нужно было проверять у коров, лошадей, овец. Зимой в овчарню воду возили на санях с озера. Прорубь нужно было каждый день зачищать. Прорубь для водопоя чистил Шарап Шахисламов.
Мне нужно было везде побывать. Сходить к дояркам, потом к телятницам. Обязательно зайти на овчарню. Когда овцы ягнятся, там очень много работы. Побывать у Марии Казанцевой на племенную конеферму.
1945 год
В Касарги возвращались раненые солдаты. Пришел по ранению Попов Михаил. Вернулся Степан Попов. Я стал работать на полеводстве. Мне дали кобылу Пестерюху, и я гарцевал по полям в седле. Анфиса в этот год боронила мелкие запашки. Я к ней наезживал. Она давала отдых себе и лошадям. Мы про жизнь с ней разговаривали.
9 мая с утра шел дождь. А потом развиднелось. Солнце выглянуло и стало парно. В небе появился самолет «кукурузник». Из него стали бросать листовки. В листовках говорилось, что война закончена, и наш народ победил.
Такой это был радостный день! На полях было грязно, и молодежь в этот день в колхозе не работала. В этот день мы выпросили гармонь, и под гармонь пели песни до позднего вечера. А утром вышли на работу под мирным небом.
Почему я не стал электриком
Председателя нашего из колхоза убрали за пьянку, а поставили Бухарина. Он был фронтовиком и раненым в руку. Алексей Иванович и бригадир Косоротов Н. предложили мне учиться на электрика. В колхоз пришло из райкома партии распоряжение, чтобы послали на курсы электриков человека. В училище надо было ехать в город Касли.
Анфисе сказал, что я еду учиться на шесть месяцев на электрика в Касли. Она сказала, чтобы я писал письма. Утром я ушел на разъезд и уехал на ЧГРЭС, на трамвае доехал до улицы Цвиллинга, и нашел контору по улице Свободы, где уже были курсанты. Потом мы поездом поехали в Касли через Тюбук.
В училище сказали, что в этот день нет приема. А те курсанты, что там учились, рассказали, что здесь не кормят. Продукты надо с собой возить из дома. Но в общежитии могут украсть. Я подумал, что так учиться не смогу, потому что дома лишних продуктов не было. И решил вернуться в Касарги. Дома мама спросила, почему я вернулся? Я обсказал обстановку. А потом съездил в Долгую в поликлинику и взял справку, что я работать электриком не могу. Повез в город. Начальник справку прочитал и говорит: «Давай, мы тебя на курсы шоферов пошлем». Я отказался. Он предложил работать кладовщиком. «Что ты в свою деревню рвешься. Тут столько хорошей работы. Будем проводить электрификацию деревень», – уговаривал меня начальник. Но я ни в какую. Меня так сильно измотала армия и фронт, ехать из дому никуда не хотелось. Тяжело было в родной деревне, но все равно я в Касаргах был дома.
Эпилог
В 1947 году после тяжелой болезни Леонид Иванович забрал Анфису из долгодеревенской больницы. Она написала письмо своему бывшему ухажеру Сергею, чтобы он больше писем ей не писал, а после армии не приезжал в Касарги, так как Анфиса решила связать свою судьбу с Касаргинским парнем – Леонидом Ивановичем. В 1948 году у Леонида и Анфисы родился сын Саша. В 1948 году произошел обмен денег. С продажи дома молодые выручили денег и накупили обновок. Но их скоро обворовали. Потом приезжал брат Иван Иванович со своей женой Паней в гости. Братья, Иван, Михаил и Леонид во время войны остались живы.
В 1949 году Леонида Ивановича после посевной кампании направили учиться в город Троицк на техника искусственного осеменения. Но колхозы оказались не готовы к применению новых технологий по разведению скота. И Леониду Ивановичу пришлось работать снова на полях колхоза «Сдвиг», косить траву, убирать урожай зерновых и радоваться появлению детей. Анфиса в 1949 году готовилась второй раз стать мамой. В 1949 году Леонид Иванович уборочную страду провел кладовщиком на току. Зерна было в тот год много.
Его нужно было сушить, складировать, отбирать на семена, отправлять в "Заготзерно" на станцию Есаульскую, чтобы сдавать государству и рассчитываться за используемую технику. Еще нужно было отоваривать всех колхозников на трудодни, выдавать по мере пшеницы, ржи и овса. Когда уборочная и хлебосдача закончились, Леонид Иванович сдал в колхоз документы и с профессией заведующего током покончил. Ему к тому времени исполнилось всего двадцать пять лет.
Леонид Иванович Невзоров в 2020 году готовится встретить 75 годовщину Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.