Звезда Героя так и не нашла двадцатилетнего Павла Скомороху. В наградных документах значится, что Павел Васильевич Скомороха призван Сосновским РВК Челябинской области. Но к семидесятым годам прошлого века, когда краеведы узнали о подвиге, территориальные границы Сосновского района сильно изменились.
Захватил автомашину, добыл «языка»
Его короткая жизнь особняком стоит среди биографий солдат-сосновцев. Дело в том, что сразу после войны о Павле Васильевиче Скоморохе землякам не было известно почти ничего. Нисколько не добавилось фактов и за эти 75 лет. Родных солдата в Сосновском районе не найдено.
Таким мог быть Павел Скомороха, Герой Советского Союза из Сосновского района
В историю вошла только отчаянная, фантастическая храбрость героя.
Это было в октябре 1943 года. Шли бои на правом берегу Днепра. Наши войска из последних сил удерживали захваченный плацдарм, отвечая геройскими контратаками на попытки фашистов прорваться. За время боев с 5 по 20 октября 1943 года гвардии рядовой Павел Скомороха уничтожил более десяти вражеских солдат.
Современное село Мишурин Лог
16 октября в бою под селом Мишурин Лог автоматчик Скомороха захватил легковую автомашину фашистов. Будучи в разведке, сумел захватить двух ценных пленных, «языков». От этих пленных штаб получил исчерпывающие данные, которые помогли нашему командованию в дальнейших стратегических действиях.
Подвиг Скоморохи очень кратко описан в краеведческой книге участника войны подполковника в отставке Александра Ушакова «Во имя Родины» (Челябинск, 2004 год). Автор процитировал наградные документы 1944 года.
Ко всем рассказам о героях в этой книге есть фотографии. Фото Павла Скоморохи среди них нет. Позднее из другого источника мы узнали, что 17 октября 1943 года он захватил полковое знамя фашистов.
…Павел Васильевич мог получить звезду Героя при жизни.
Фрагмент диарамы "Сражение за Днепр"
Звание Героя Советского Союза было присвоено ему 22 февраля 1944 года. Но удостоить награды – это не значит ее немедленно вручить. В весенние и летние месяцы 1944 года фронтовая судьба гвардии рядового Скоморохи и его товарищей менялась особенно стремительно. Наши войска освобождали от фашистов земли Украины. Бойцы Степного фронта один за другим захватывали и расширяли плацдармы на берегу Днепра. Они обеспечили условия для развития наступления наших войск.
В сентябре 1944 года Павел Скомороха погиб смертью храбрых в бою под Киевом.
А звезды ждут
Сосновские краеведы начали усиленные поиски родных земляка-героя в начале семидесятых годов. В газете «Труд» тогда была опубликована взволновавшая всех статья «А звезды ждут». В ней рассказывалось о Героях Советского Союза, так и не получивших своих наград.
Личные воинские данные, представленные на Павла Скомороху командованием, были изложены в статье очень подробно. «Гвардии рядовой, автоматчик 307 стрелкового полка (110-я гвардейская стрелковая дивизия, 37 армия, Степной фронт)».
Но все остальные биографические сведения почему-то не вошли даже в наградные документы. Родился в 1924 году, но даты и месяца нет. Погиб в 1944 году, в сентябре, число также не указано.
«Русский, в Красной армии с 1941 года». Скорее всего, Павел ушел на фронт добровольцем, в возрасте 17-18 лет.
«Призван Сосновским РВК Челябинской области». В этом и есть главная загадка. Редкая для наших краев фамилия Скомороха нигде не значилась. В районную Книгу памяти она тоже не вошла. К моменту создания книги об этом бойце знали только одно: о нем была статья в центральной газете, но никаких документов. Ни в области, ни в районе.
У краеведов появилась версия, что, может быть, это Сосновский район какой-то другой области. Например, Нижегородской. Точно знаю потому, что там тоже есть газета «Сосновская нива».
«Ищите в Полетаевской зоне»
В нашей газете и в Сосновской типографии в 70-е годы годы работали журналисты, большие друзья по жизни, – зав. сельхозотделом Владимир Федорович Соколов и опытный краевед Геннадий Константинович Бадьин, светлая им память. Это были коренные сосновцы, авторы десятков очерков о фронтовиках. Оба, не сговариваясь, предупредили нас, начинающих «следопытов»:
– В северной зоне района можете не искать! Здесь нет ни одной семьи с такой фамилией.
Газетные пути-дороги много лет приводили старших коллег в Есаулку, Мирный, Саккулово, Кременкуль, Красное поле и другие поселки. А в Долгой (она тогда была маленькая, все друг с другом здоровались) прошло их детство. В районе, где тогда проживало всего 20 тысяч жителей, газетчики почти всех участников войны знали в лицо.
Итак, оставались поселки Полетаевской зоны, Томино, Вознесенка, Саргазы и Трубный. Все расспросы фронтовиков и старожилов ни к чему не привели.
Большие надежды были на железнодорожный узел, здесь трудился герой войны, наш рабкор Степан Савельевич Зубарев. Но нет, железнодорожники-ветераны тоже не слышали о Скоморохе.
Тогда мы попросили откликнуться жителей Челябинской области. Рассказ о Павле Скоморохе и поисках родных героя прозвучал по областному радио. Наше письмо повторили по Курганскому радио. Пришло несколько откликов. Слушатели восхищались молодым гвардейцем, но ничего не могли сообщить о его родных и довоенной жизни.
Для новых следопытов. Версии
Тайна бойца не раскрыта, но надежда разгадать ее не погасла.
За эти десятилетия мы узнали о районе то, что не афишировалось раньше. Например, что в нашей округе базировалась никому не известная воинская часть. Еще в 1941 году лейтенант и два бойца через день приезжали в нашу редакцию за текстом сводки Совинформбюро. Ветераны газеты рассказывали, что здание «Заветов Ленина» размещалась тогда слева при въезде на мост. Веселая и догадливая курьер-уборщица как-то раз даже поручила солдатикам наколоть дров для редакционной печки…
Мог ли юноша с «неместной» фамилией до призыва жить в поселке воинской части? Не исключается.
В наградных документах не сказано, когда именно в 1941 году Павел Скомороха ушел на фронт. Если в августе-сентябре, то этого времени его семье было бы достаточно, чтобы в спешке по железной дороге эвакуироваться на Южный Урал.
Не исключено, что семья добиралась на Урал вместе с оборудованием крупного завода, переведенного в Челябинск. То есть юный доброволец мог быть родом из разрушенного фашистами города в западной части СССР.
Эвакуированные на Урал заводы приступали к выпуску продукции немедленно
В начале войны в Челябинскую область эвакуировали около 200 важных заводов. Мало того, что эти цеха не достались фашистам, – заводы почти с колес стали выдавать продукцию для фронта! (Чтобы быть ближе к производству, родители Павла могли жить на квартире в Казанцево или Новом поле).
Кстати!.. Разве мы вправе исключить, что гвардейцу-автоматчику Скоморохе местность «плацдарма на правом берегу Днепра» была хорошо знакома? Может, где-то в этих краях он ходил в походы, гостил у родных или ездил летом в пионерлагерь?
На реке Западный Буг (Львовская область) стоит село Скоморохи. Первое упоминание о нем относится к 1611 году. Вот где фамилия Павла не звучала бы как «неместная»! Село с таким же названием есть также в Тернопольской области.
Еще одна версия. В поселке Томинском долгое время располагалась хозяйственная часть, отвечавшая за продовольственные поставки для ведомства НКВД. Могло ли так случиться, что родители Павла Скоморохи значились спецпереселенцами? Таких случаев история вой- ны знает немало.
Неважно, что было раньше. В любой советской семье к 1941 году выросли отважные мальчики, твердившие – враг не пройдет! Они рвались на фронт так же, как Павел Скомороха.
Столько лет пролетело, а надежда найти след героя все же остается. Звезды по-прежнему ждут.