Восемь бригад скорой помощи обеспечивают неотложную помощь жителям Сосновского района Челябинской области: три в Долгодеревенском, одна бригада в Саккулово и по две бригады в Полетаево и Кременкуле. Мы побывали на посту скорой помощи в Долгодеревенском и пообщались с медработниками.
Каждый ОРВИ может оказаться ковидом
– Чаще всего при выезде к пациенту мы не знаем, есть у него коронавирус или нет, – говорит врач реанимационной бригады «скорой помощи» Ильдар Ильбактин.
Ильдар из Челябинска, отработал в Сосновском районе пять лет по программе «Земский доктор». Сейчас совмещает работу на селе с работой в городе.
Фельдшеру Ольге Сырвачевой с одной стороны повезло – она знала, что едет к больному COVID-19 и повезет его в инфекционную больницу. Ранее специалисты поликлиники сделали забор анализов, и у мужчины коронавирус подтвердился. С другой стороны, это стало очередным испытанием для милой смешливой девушки.
– Переживали, конечно, и я, и водитель. Оделась, сели и поехали. А что делать-то? – пожимает плечами Ольга.
Фельдшер продемонстрировала часть облачения, которое надевают, если вызвали к больному коронавирусом. Все, кому приходится пользоваться средствами индивидуальной защиты, сходятся в одном: всё терпимо, но сильно запотевают очки.
– Сейчас на любой вызов, если это не ОРВИ, выезжаем – маски, перчатки, шапочка. Если подозрение на пневмонию – надевается одноразовый халат, респиратор, очки, перчатки, шапочка, бахилы. Если подтвержденный коронавирус, то противочумный халат или комбинезон, одноразовый халат, респиратор, очки, бахилы, две пары перчаток, – поясняет врач реанимационной бригады «скорой помощи» Яков Макаров.
Не хочется принести это домашним
Одеваются при выезде на вызов на посту. Снимают облачение уже в инфекционном стационаре в Челябинске, когда пациент доставлен на место. Там же происходит дезинфекция, в том числе автомобиля. Вся спецодежда одноразовая.
Медработники раз в 7-10 дней сдают тесты на коронавирус.
– Бывает, ждешь этого анализа, отрицательный он придет или не отрицательный, – делится переживаниями Ольга Сырвачева. – Всё равно ведь идешь домой. Как-то стараешься, чтобы домашним это не досталось. Сейчас меньше ездим к родителям.
– Форму мы снимаем здесь, – поясняет фельдшер реанимационной бригады Надежда Бреусенко. – Приходим домой, сразу идем в душ. Оставляем сумки в прихожей. Есть кожные антисептики, брызгаем на сумки, на обувь.
Пневмонии возим в город
– Сейчас все пневмонии мы везем в город. – говорит Ольга Сергеевна. – В городе диагностика – КТ (компьютерная томография), у нас такой нет. Поэтому с больным, бывает, ездишь по 4-6 часов. Например, пришел пациент с пневмонией, назначается перевозка в город. Мы одеваемся как положено, увозим на консультацию на компьютерную томографию. Пациента доводим до КТ, передаем его врачу. После КТ пульмонолог решает, в какой стационар города ехать – терапевтический или инфекционный. Мы его везем дальше, пока не доставим до места.
– То есть пневмоний стало больше?
– Не будем утверждать. Раньше они все шли через наш стационар, «скорой» это меньше касалось. Сейчас это наша забота. Очереди из машин мы видим наяву, не по телевизору. По 18 машин стоит в очереди, и мы в них. У меня был рекорд – 9 часов стояли. Было такое, что больной дочитал книжку, которую с собой взял. Пока мы там, другая бригада работает на линии. Пока справляемся, – говорит Ольга.
Четыре поста, 76 работников
В Сосновском районе на четырех постах скорой медицинской помощи работают восемь бригад:
три в Долгодеревенском (две линейных и специализированная реанимационная бригада);
одна бригада в Саккулово;
две бригады в Полетаево;
две бригады в Кременкуле.
На четыре постах трудятся 9 врачей «скорой» помощи, 24 фельдшера, 11 фельдшеров по приему вызовов и передачи их выездным бригадам, 32 водителя.
А лет 30-40 назад на весь район было две машины, да плюс машина в Саргазах. Это время вспоминает фельдшер по приему вызовов Любовь Стрижова.
Любовь Николаевна пришла в «скорую» по распределению, после окончания Аргаяшского училища.
– В это время работала главным врачом Ирина Федоровна Меркушкина, – рассказывает фельдшер. – Она приехала набирать молодых на «скорую». Мы обслуживали все: и Саккулово, и Кременкуль, Мирный, Солнечный. Раньше были другие нормы доезда машины, и не было столько вызовов, сколько сейчас.
Любовь Николаевна отмечает еще одну немаловажную деталь: в те годы работало много ФАПов. Сейчас их тоже стараются открывать. ФАПы были везде: Рощино, Новое поле, Баландино, Казанцево, Урефты, Чишма, Саккулово. В первую очередь за помощью обращались к местному фельдшеру.
Как и Любовь Николаевна, по нескольку десятков лет отработали на скорой Лидия Васильевна Пивоварова, Надежда Евгеньевна Варлакова, Лилия Александровна Созорова. В начале трудовой деятельности они работали в качестве фельдшеров линейной бригады. Сейчас трудятся в должности фельдшера по приему вызовов и передачи их выездным бригадам СМП.
Не до ковров
– По технике безопасности при выезде на вызов мы не разуваемся, – говорят медработники.
– Почему?
– Например, у меня такой случай был, – рассказывает Ольга Сырвачева. – Зашла, вижу – ковры. Я разулась. У человека была рвота. Он не сдержался, его вырвало на меня. Штаны, носки – все пришлось менять. Сколько у меня должно быть сменной одежды, чтобы отдежурить сутки?
– Оперативные службы не разуваются. Пожарные, полиция, и мы так же, – уточняет Ильдар Ильбактин.
– В любой момент мы должны быть готовы выйти. Сходить за аппаратурой, например. С собой мы берем рабочий чемодан, ампулы, тонометр, пульсоксиметр, и вторая сумка – кардиограф. А если на вызове понадобится кислород, дефибриллятор, небулайзер. Надо снова выйти, сходить до машины и принести. И представьте, если каждый раз обуваться и разуваться.
Когда трудно
– Что вы считаете самым сложным в своей работе?
– Сложно объяснять человеку, что его родственник умер. Нас вызвали, мы приехали, но спасти не получилось. Особенно, если это касается детей. Мне было сложно общаться с родственниками ребенка, – говорит фельдшер Александр Заводчиков.
– Какие моменты облегчают жизнь?
– Когда говорят спасибо. Когда на доме написан номер, тебя встречают, подадут стул.
– Мне запомнился случай, когда я принял роды. Это один из тех моментов, когда понимаешь, что действительно мы нужны. Когда помогаешь, чтобы появилась новая жизнь, – продолжает Александр.
Оказалось, что рожденные детки есть почти у всех. У Надежды трое, у Ильдара пятеро, у Ольги шестеро.
Работники «скорой» рассказали, как отдыхают от работы. Ольге помогают вернуть душевное равновесие советские комедии вроде «Приключений Шурика». Любовь Тюстина обожает выкладывать алмазную мозаику и вязать игрушки. Яков Макаров увлекается страйкболом.
– Хочу пожелать коллегам благодарных пациентов, больше положительных эмоций, – передает поздравление Ольга Сырвачева. – Конечно, здоровья, берегите себя и своих близких. Достойной зарплаты и высоких премий. И очень важно поздравить наших ветеранов скорой медицинской помощи: Владимира и Валерия Сухоруковых, они отработали плечо в плечо 47 лет в Долгодеревенской больнице.
Материал опубликован в газете "Сосновская нива" 29 апреля 2020 года