Накануне профессионального праздника мы побеседовали с начальником отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела МВД России по Сосновскому району Челябинской области майором полиции Вадимом Галиулловичем Каримовым.
Государственная автомобильная инспекция МВД СССР была образована в 1936 году, когда постановлением Совета народных кoмиccapoв от 3 июля 1936 года было утверждено «Положение o Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД CCCP».
В Правилах дорожного движения 1936 года говорилось: «Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка – извозчику, извозчик – автомашине, а автомашина общего назначения – всем машинам специального назначения и автобусу».
– Вадим Галиуллович, расскажите, пожалуйста, о себе.
– Буду краток. Я родился в 1976 году, после окончания школы поступил в автотранспортный техникум. Получил среднее техническое образование. Чуть позже, в 1994 году, пошёл служить в армию. После прохождения службы в армии стажировался в центре временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. Можно сказать, что с этого момента началась моя служба в органах внутренних дел. За время работы, тогда ещё в милиции, поступил в Южно-Уральский государственный университет на специальность «Безопасность дорожного движения». Окончил его с отличием.
– Кто из нас в детстве не мечтал стать пожарным, космонавтом или милиционером? Не можем не спросить. Вадим Галиуллович, стать милиционером была детская мечта?
– Когда я учился в школе, то посещал кружок ЮИД во Дворце пионеров и школьников им. Н. К. Крупской. Может быть, тогда и появилась мечта стать сотрудником ГИБДД. Возможно, эта мечта появилась не случайно: многие из моих родственников служили в органах внутренних дел: дядя, двоюродный брат. Но из своего детства я хорошо запомнил соседа- полковника дядю Витю. Его форменные атрибуты: погоны, портупея, фуражки вдохновляли стать сотрудником ГИБДД, мне даже жезл деревянный сделали, с которым мы с ребятами долго играли. Вот так и получилось, что я пришёл сюда работать.
– Проводя небольшой опрос, был задан вопрос: «Какого героя из фильма хотели бы видеть вы в современной полиции?» Оказалось, что старшему поколению ближе образ Виктора Кольцова из фильма «Внимание! Всем постам…» Молодые люди же ответили более расплывчато, заявив, что у них сейчас совершенно другие кумиры. Но все же, какими качествами должен обладать сотрудник ГИБДД в настоящее время?
– Он должен быть, в первую очередь, порядочным, потому что, если не будет порядочности, то сотрудник может переступить закон. Самым важным в нашей работе является общение с гражданами. Нужно грамотно объяснять человеку причину задержания, быть вежливым, корректным. Если судить по своей практике, то каждый раз, когда общаешься на Вы, представляешься, никто не будет вам грубить. Можно еще добавить про честность, физическую подготовку, ответственность за себя и других, это важно, когда работаешь в коллективе.
– Вадим Галиуллович, как вы считаете, изменилось ли отношение к сотрудникам ГИБДД? Допустим, раньше представляли доброго дядю Стёпу, а сейчас в сотрудниках видят только наказывающего?
– Мы же незлые дядьки. Я не думаю, что отношение изменилось. Как и раньше, мы стараемся предупреждать совершение правонарушений, но их число с каждым годом растет, одна из причин, постоянно увеличивающееся количество автомобилей.
– Как вы думаете, почему водители продолжают ездить в состоянии алкогольного опьянения? Ведь, наказание ужесточили.
– Безнаказанность, скорее всего. Думаю, что на это влияет характер человека. Это и надежда на авось, и уверенность, что уж со мной такого не случится. Люди же не думают, что могут сбить ребятишек, совершить дорожно-транспортное происшествие, в котором могут погибнуть люди. Приведу вам статистку 2019 года на территории нашей страны. В 14 689 случаях водители находились в состоянии алкогольного опьянения. По их вине погибло 4 050 человек и пострадало чуть более 20 тыс. человек. Вы только вдумайтесь в эти цифры! Сколько за этими статистическими сводками стоит горя, слез, покалеченных судеб.
Напомню, что согласно части 1 статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. А при повторном нарушении водители привлекаются к уголовной ответственности согласно части 1 прим.1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Справа налево: Н. Кожан, А. Бахарев, Р. Малабаев, А. Чистяков
Также согласно части 1 статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации Управление транспортным средством водителем, находящемся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
– Как сотрудники ГИБДД чувствуют, что водитель находится в состоянии опьянения? Неужели они обладают настолько острым зрением и нюхом, что имеют возможность вычислить их на расстоянии или же они имеют для этого свои собственные методы?
– Все дело в профессионализме. Граждане в состоянии алкогольного опьянения медленно ездят, либо, наоборот, быстро, совершают резкие маневры, так в этом состоянии притупляется чувство страха. Сотрудники видят, что при общении с ними водитель пытается отвернуться в сторону, задержать дыхание или проявляет признаки беспокойства, либо грубо разговаривает, пытается угрожать или доказывает, что он не совершал никакого нарушения.
– Пожалуй, самый спорный вопрос, по которому нет единого мнения: кого останавливают чаще – мужчин или женщин. Есть какие-то гендерные различия в правилах общения с сотрудниками ГИБДД?
– Нет, что вы! Проверка документов для всех производится одинаково. Бывают же случаи, что и женщины провозят запрещённые вещества и оружие. Но отмечу, что девушки более дисциплинированные и аккуратные за рулём, они реже идут на сознательное нарушение ПДД. Несмотря на половую принадлежность, надо всем стремиться к повышению соблюдения правовых норм.
– Оцените уровень дисциплины водителей Сосновского района?
– Уровень дисциплины хромает, водители не пропускают пешеходов на переходах, превышают скорость, пренебрегают ремнями безопасности, не используют детские удерживающие устройства. Начинаешь объяснять, что даже при малом расстоянии могут быть случаи ДТП, когда ребёнок может пострадать. Кто-то оправдывается отсутствием средств на кресло. Штраф за отсутствие детского кресла достаточно высокий.
– Можете рассказать о статистике детского дорожно-транспортного травматизма по г. Челябинску и по Сосновскому району? Какие профилактические меры принимаются?
– На данный момент на территории Сосновского района зарегистрировано 9 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 10 детей получили ранения различной степени тяжести и, к сожалению, один ребенок погиб.
При проведении профилактической работы особое внимание мы уделяем правилам безопасности пассажиров, применению детских удерживающих устройств и ремней безопасности, пропаганде использования световозвращающих элементов, применению велошлемов и защитной экипировки и т.д. Постоянно актуализируем и размещаем информацию по безопасности дорожного движения в группе Отдела, в уголках безопасности дорожного движения.
– Что делать с детьми-нарушителями?
– Вызываем родителей, проводим профилактические беседы, ставим на учет и т.д.
– А если не помогает?
— Работаем сообща со школами, родителями. Пытаемся убедить родителей, что нужно объяснить детям о снятии наушников при переходе через дорогу, основные правила безопасности, которые могут спасти жизнь. Мы выступаем и на родительских собраниях, осваиваем организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе с использованием дистанционных форм обучения.
– Есть ли на территории Сосновского района отряды ЮИД, помогают ли они в вашей работе?
– Да, есть. На территории района организованы кружки ЮИД. Можно с уверенностью сказать, что юные инспекторы движения – активные помощники сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения в деле пропаганды безопасности дорожного движения и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Совместно с ребятами мы проводим профилактические мероприятия, акции. Дети с ранних лет изучают ПДД, подкрепляют знания практическими навыками по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Хочу выразить благодарность наставникам отрядов, которые взаимодействуют с нами. Данное направление нужно в школе, ведь с ранних лет прививается транспортная культура. Очень важно научить детей не только соблюдать ПДД, но и уметь ориентироваться в любой ситуации.
Справа налево: первый ряд- Варлаков В.А., Кошкин В.И., Чистяков В.И., Маркин Б.А, Крыжевский А.Н. второй ряд- Чвелев А.Н., Смульский А, Мельничук В.Ф., Первухин Б.М., Крыжевский А.Н.
– Многие ребята со школьной скамьи хотят работать в органах внутренних дел. Но в новостях много критики работы полицейских, негатива, вроде с одной стороны, положительные образы сотрудников, которые спасают, помогают, с другой – взяточники и т.д. Стоит ли им идти работать в полицию?
– Сразу скажу, что служба в полиции несладкая. Здесь есть свои нюансы. Мы всегда рады новым кадрам. Если годны, пожалуйста, работайте. Если говорить про критику в СМИ, то нужно каждый конкретный случай разбирать, часто же бывает, что средства массовой информации хотят привлечь читателя, поднять рейтинги издания.
– Системы фотовидеофиксации помогают в работе инспектора?
– Техническое оснащение ГИБДД растёт с каждым годом. Обновляется автопарк, появляются современные средства фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Например, в суде можно предоставить видеозапись о случившемся правонарушении, которая поможет при решении спорных ситуаций.
– Зададим провокационный вопрос, есть ли в вашей профессии раздражающие факторы?
– Честно говоря, очень сложно понять людей, которые позволили себе сесть за руль в состоянии алкогольного опьянения. Каждый раз в коллективе, на совещаниях предприятий мы рассказываем и про наказание, и какие санкции предусмотрены, о том, какие последствия могут наступить, что такие люди могут не только создать ЧП, но и погубить чью-то жизнь. Ведь можно поставить машину на стоянку, пройтись пешком, вызвать такси. Цена чьей-то жизни иногда равняется сумме в 250 рублей, именно столько составляет стоимость средней поездки в такси.
Справа налево: А.Чистяков, А.Чвелев, Б. Первухин, В.Башарин, А.Крыжевский, В. Лесняк, В.Варлаков
– Ваши пожелания жителям Сосновского района.
– Уважаемые водители и пешеходы! Соблюдайте Правила дорожного движения. Проявляйте взаимную вежливость, берегите жизнь – свою и окружающих! Если все мы будем ответственно подходить к соблюдению ПДД, то и дорожно-транспортных происшествий не будет.
– Есть ли у вас пожелания коллегам, ветеранам службы в преддверии праздника?
– Уважаемые коллеги и ветераны службы Госавтоинспекции! Поздравляю вас с профессиональным праздником – Днём Государственной инспекции безопасности дорожного движения! Выражаю особые слова благодарности – ветеранам службы. Для вас чувство долга, чести, справедливости – не просто слова, а дело всей жизни. Ваша активная жизненная позиция и энергия, являются примером для всех нас.
От работы сотрудников нашей службы во многом зависит сохранение жизни и здоровья всех участников дорожного движения, культура поведения водителей и пешеходов. Для обеспечения порядка и культуры на дорогах от сотрудников ГИБДД требуется высокая ответственность, бдительность и решительность. Желаю всем вам здоровья, терпения, карьерного роста, семейного счастья, взаимопонимания в семьях, благополучия и безопасных дорог на жизненном пути!
Главное фото: Личный состав ГИБДД. 2019 год