Владельцы усадеб в Солнечном, Большом Баландино, Прохорово, Большом Таскино, Заварухино, Мирном и других поселках Сосновского района Челябинской области стали замечать, что в эти июльские дни воды в скважинах и колодцах стало не хватать.
В Сосновском районе во многих поселках и деревнях отсутствует центральное водоснабжение, поэтому большая армия владельцев сельских усадеб использует для обеспечения себя водой колодцы и скважины.
Житель села Большое Баландино Сергей рассказывает:
– Установил распрыскиватели на огороде и садовом участке, включаю попеременно. И так как семья в отпусках, во дворе установили бассейн на семь с половиной тысяч литров. На днях обнаружил, что из шланга стала течь сероватая вода. Вода с илом. Приток стал маленьким.
В поселке Солнечном жители рассказали о том, что у многих в скважинах воды во время полива хватает минут на десять-пятнадцать, потом приходится ожидать, когда зеркало восстановится.
Владельцы колодцев в деревне Большое Таскино не первый год жалуются на летний отток воды, хотя за околицей деревни расположено большое озеро. Жители Саккуловского поселения в уходе воды из колодцев и скважин винили горнодобывающее предприятие. Мы обращались за комментариями к профессиональному гидрологу Владимиру Шалагину, рассказавшему, что в сезонном уходе воды из скважин может быть много причин. Тогда специалист не исключил, что во время крупных буро-взрывных работ могут сместиться водоносные слои из-за новых разломов.
Но ни в Солнечном, ни в Заварухино, ни в Большом Баландино буровзрывных работ не ведут. А вода исчезает. Юрий Булаев, специалист по бурению скважин, рассказывает о причинах сезонного исчезновения воды этим летом:
– Прежде чем паниковать, проанализируйте ситуацию. Если у вас скважина пробурена в глинисто-песчаных почвах и обсажена металлической трубой, сосчитайте срок её службы. Если прошло более десятка лет, то возможны повреждения обсадной трубы. В этом сезоне вы брали больше воды, чем обычно, началось движение верховых вод, они пошли в разломы, намывая ил. И скважина заилилась. То есть уменьшился её объем. Тут никуда не денешься, нужен ремонт.
Если ваши скважины мелкие, в пределах 25-30 метров, и расположены они недалеко друг от друга. Как правило, на одной улице это расстояние не превышает ста метров, то вполне возможно, что водоносный слой обеднел. Обычно это уровень второго-третьего слоев. То есть, выше только верховые воды, которые целиком зависят от дождя и снега.
Раньше вы в ванне мылись и выкачивали по сто двадцать литров, а теперь поставили бассейн и выкачали семь тысяч. И соседи ваши сделали тоже самое. А еще огород хорошо полили. Из водоносной жилы одного уровня просто разобрали больше воды, чем обычно.
Хотя поливать огород водой из скважины, пробитой, скажем, в известняковых породах, чревато. Но вернемся к наполнению. Если скважина в скальной породе, то беспокойство напрасно. Придет осень, и уровень восстановится. Если скважина была на плавуне или в глинистых почвах, то в ней случилось заиливание. Тогда либо чистить, либо приподнять заборное устройство. Кончатся жаркие дни, воды будет хватать.
Думаю, кто сделал артезианскую скважину, пробурившись на шестьдесят метров, тот сейчас не жалуется. Глубинные водоносные слои более стабильны. Они не реагируют на атмосферные изменения – перемерзания или пересыхания. Мелкие скважины могут среагировать на засуху. Но расстраиваться не стоит, к осени все владельцы сельских скважин в Сосновском районе снова будут с водой. Даже раньше. После двадцатых чисел июля погода будет более дождливой, прекратиться полив огородов, и воды всем хватит. Катастрофических изменений под землей никаких не произошло.