29 июля исполняется 98 лет Почетному гражданину Сосновского района Челябинской области, народному художнику, участнику войны, педагогу и ветерану спорта Валентину Ивановичу Кузнецову.
Гены стойкости и отваги
Валентин Иванович – один из самых замечательных наших земляков. Почтенный возраст даруется стойким и щедрым душой людям. Многие долговчане знают и любят Учителя с детства, и я не исключение.
Сибирское здоровье и долголетие, думаю, передалось Валентину Кузнецову от отца-сибиряка. Иван Кузнецов был молотобойцем, атлетом, и как представитель Сибири принимал участие в одной из первых российских спартакиад. Она проводилась в 1913 году и была посвящена 100-летию победы над Наполеоном. Силач-сибиряк принял тогда участие в двух официальных видах спартакиады – гиревом спорте и борьбе. В семье Кузнецовых долгое время хранились отцовские спортивные награды – роскошно иллюстрированная книга о войне 1812 года и редкостной красоты ружье «зауэр».
Семья переехала из Сибири в Ключевку, и за отцом Валентина сразу закрепилась слава замечательного стрелка, охотника. Многие не помнят, но в Ключевке тогда была выстроена птицеферма, до отказа забитая курами. Грозой курятников стали лисы. Они наведывались на запах птицы со всех окрестных лисов. Никакие капканы не спасали. Но вот за охрану взялся Кузнецов, куриное поголовье получило надежную защиту. Когда охотник с притороченной лисой и широкими лыжами появлялся на деревенской улице, к нему сбегались все ребятишки. Как сейчас помню – степенный, кряжистый здоровяк уверенной походкой идет с трофеем, а вокруг него кольцо восхищенных мальчишек. Каждый хотел быть таким же мужественным и метким.
Мы всегда побеждали в «Зарнице»
В четвертый класс мы, ключевские ребятишки, перешли в другую школу – Долгодеревенскую. За наше спортивное воспитание взялся Валентин Иванович Кузнецов. Наш учитель был непобежденным чемпионом в лыжных гонках и запомнился нам подтянутым, стройным, красивым, всегда с лучистыми добрыми глазами. Он учил побеждать в любом состязании, любить спорт. Но главное – рядом с Кузнецовым просто невозможно было не стать патриотом своей страны.
Родители не покупали нам ни спортивные костюмы, ни лыжи на ботинках. Мои лыжи тоже были на валенках. Я ходила в школу в маминой пуховой шали, опоясанной снизу еще и вокруг пояса. Такой уральский Филиппок – лыжи на валенки, и вперед, пять километров до школы! А после занятий хватало энергии еще пойти на горы возле Ключевки, и кататься с гор до темноты.
Стали чуть старше, и Валентин Иванович привил нам вкус к легкой атлетике. Каждая девчонка мечтала отличиться в «пирамидах». Эти гимнастические пирамиды, составленные из тел спортсменов, были популярны тогда и на парадах в Москве, и на школьных концертах. Я была маленькой и хрупкой, и если делали «звезду» – оказывалась на самой вершине пирамиды. Самый счастливый день из детства – мама принесла первый в сельмаге спортивный костюм, и я в нем так удачно взлетела на вершину пирамиды, что весь клуб ахнул. А «основанием» пирамиды, конечно, был Валентин Иванович.
Благодаря ему Долгодеревенская школа стала самым активным участником военно-патриотических игр «Зарница» и «Орленок» и неизменно занимала призовые места. Единственными нашими достойными соперниками оставались юнармейцы Полетаевской школы, но школа была железнодорожная, и их результаты оценивались тогда в другом ведомстве. А направят на областные соревнования, – долговские ребята и оттуда привезут победу.
Каждое лето мы жили в трудовом лагере на озере Узункуль. Сколько было восторга, когда для детей в лагерь доставили настоящий отслуживший учебный самолет! Он на долгие годы стал любимой игрой подростков. Бригады соревновались в труде, и каждый вечер начинался со спортивных соревнований. Быть первым во всем – по такому правилу нас учили жить наши наставники.
Пейзаж как песня об Урале
Самое удивительное, что в этом разносторонне одаренном человеке со временем вызрел и развился еще один неожиданный талант – талант художника. Благодаря природному трудолюбию этюды и картины не промелькнули для Валентина Кузнецова каким-то эпизодом биографии. Нет, он развил свой талант, стал совершенствовать его и много учиться. Признаётся, что образец для него Иван Шишкин. Но дело в том, что наш земляк вобрал в свой стиль многое от других русских пейзажистов, не говоря о том, что выработал свою индивидуальную манеру письма.
Любовь к уральской природе проявилась не только в живописи. Не многие знают, насколько дорога Валентину Ивановичу любая посильная работа в саду, на земле.
В сосновском музее, где я работала директором, мы проводили выставки и встречи с творческими людьми. Творчество Кузнецова полюбили все сосновцы. Три раза за время моей работы музей «по кругу» устраивал выставки во всех сельских клубах района. Там же проходили и встречи с художником. А он находил время для работ по оформлению музея.
Со временем к художнику пришла известность, его выставки мы организовывали в высших учебных заведениях Челябинска. Студенты и преподаватели писали отзывы, удивляясь, что на Урале есть такие самодеятельные пейзажисты. Валентин Кузнецов стал участником многих всероссийских и областных выставок и конкурсов. Однажды в качестве награды ему была предоставлена возможность выехать на этюды на Кавказ.
Многие южноуральские здравницы украшают его пейзажи, написанные здесь же во время творческого отдыха. В домашних коллекциях жителей района и на сосновских предприятиях также немало его замечательных картин. Точно известно – пейзажи Кузнецова разъехались по всему миру, например, в Италию, Германию, ближнее зарубежье. Открытый и щедрый, он радуется, когда его работа приходится людям по душе.
Валентин Иванович – неизменный участник встреч с ветеранами, учащимися, творческими людьми. А феноменальная память на стихи и хороший голос помогли ему стать в свое время активным солистом нашей художественной самодеятельности. И аккомпанировал ему нередко старший брат – учитель музыки и пения Степан Иванович Кузнецов.
Легенды и правда о первом выпуске
Семья для любого человека на всю жизнь становится опорой и смыслом жизни. Валентину Ивановичу в детстве многое дала его трудолюбивая семья, теми же традициями он руководствовался, создавая свою. Портреты жены Анны Андреевны и внучек – до сих пор впечатляющая часть его художественного наследия. А хорошую творческую форму, я уверена, он долгие десятилетия поддерживает благодаря постоянной хорошей спортивной форме. Еще не так давно каждое утро он начинал с зарядки на нашем стадионе. Это стало привычной картиной для долговчан.
И многие знающие Кузнецова по-хорошему копируют эту его страсть к здоровому, полноценному образу жизни. Кто-то благодаря ему научился метко стрелять и разбирать автомат, кто-то в юности стал чемпионом в лыжных гонках, кто-то увлекся созданием пейзажей. И нет такого среди его учеников, кто бы не был влюблен в свой родной край.
В память о войне и Победе Валентин Иванович создал портретную галерею долговчан – участников войны. Он не мог пройти мимо подвига долгодеревенских выпускников и учителей – создал монумент на крутом берегу реки, под окнами школы. Хорошо, что нынче новое поколение патриотов отреставрировало памятник.
Старожилы села хорошо понимают, что именно послужило источником вдохновения для художника. Это история первого выпуска Долгодеревенской школы.
Долгое время школа была восьмилетней, перед войной стала средней. Настало время выпуска. В нем оказалось десять замечательных парней. В день выпускного бала началась война. Ушли на фронт все десять! И директор, и завуч… Фамилии погибших выпускников теперь на памятнике. Не многие теперь помнят, что завуча звали Вустень Владимир Дмитриевич, а директора Щеткин Георгий Васильевич. Наставники тоже не вернулись с войны.
Донести до будущих поколений правду о войне народный художник решил любой ценой. Эскиз нарисовал быстро. Но как воплотить это в камне? Чтобы создать запоминающийся образ, Кузнецов впервые тогда попробовал себя как скульптор и монументалист. Успех превзошел все ожидания.
За этот творческий труд Валентину Ивановичу говорят спасибо тысячи жителей нашего растущего села.