Директор ДЮСШ села Долгодеревенского Сосновского района Челябинской области Сергей Шарков рассказал о своем интересном хобби и увлеченных земляках.
Когда-то мед и воск из России богатыми обозами продавали в Европу. А в августе на освящение в храмы привозили столько корчаг с первым медом, что появился особый русский праздник – Медовый спас.
Сейчас пасек мало, а мед на прилавках все чаще не наш. Уж не южноуральский – это точно.
Традиции древнего ремесла в наши дни развивают в основном пчеловоды-любители. Для своей семьи и ближнего круга они производят прекрасный полифлерный мед. Никаких глобальных реорганизаций и конвейеров, уход за пчелами «штучный», заботливый. От 2 до 7 семей на точке – и все, достаточно. Вот и у Шарковых в саду всегда стоят 2-3 пчелиных домика. Для работающих родителей больше держать попросту трудно. Сергей Васильевич постоянно занят в спортшколе, жена Ирина преподает в Рощинской школе, дети Марина, Дмитрий и Матвей учатся и постоянно занимаются спортом.
– Когда началось ваше увлечение? – спрашиваю пчеловода.
– Это были девяностые годы, – вспоминает Сергей Васильевич. – Тогда все искали какие-то подработки, осваивали новые виды деятельности. У моего друга Александра креативные идеи обгоняли одна другую. Может, рыбу будем разводить? На нее всегда спрос. А потом говорит: «А давай пчел заведем!»
Я никогда не сталкивался с таким занятием, но мой дядя Миша всю жизнь был очень авторитетным пасечником. Много позже, когда я всерьез увлекся разведением пчел, он часто делился опытом, но повторял:
– Всего не подскажешь, человек сам должен дойти до правильных действий.
Большим подспорьем стала специальная литература, знакомство с другими пчеловодами. Неожиданно Сергея Шаркова по-настоящему начал поддерживать отец Василий Степанович. Он тоже полюбил пчел – а как их можно не любить? Ученые говорят, что пчелы на планете живут 40 миллионов лет. Благодаря опылению, которое они ведут день за днем, земная флора нас кормит и снабжает кислородом. И человек – дитя в сравнении с этим совершенным видом.
Когда у старшего Шаркова появилось больше времени (вышел на пенсию), их семейная пасека стала почти настоящей.
– Одно время ульев 10-15 было, – рассказывает Сергей Васильевич. – Вывозили их на медоносы, караулили в лесу и в поле. А потом папа сказал – забирай, сам разводи. Мы к тому времени купили свой домик, была возможность поставить на участок пчел.
– Пчелиные семьи зимуют в омшаннике или на воле?
– Осенью так получилось, что убирать домики в помещение не было возможности. Как мог утеплил ульи и оставил под открытым небом. Две семьи выжило, одна погибла. Вот пришла весна, а как без пчел? Пришлось докупать, а уцелевшие развить и поддержать. К знакомому пчеловоду в Ужевку я приехал в конце мая, не надеялся, что он найдет пчел, но он помог. Держал я до этого среднерусских, бурдзянских, а на этот раз пчелы оказались, скорее всего, из Узбекистана. Ну, активные, работоспособные. Хорошо развились и на все медоносы шли первыми.
Что касается зимовки, – самая хорошая зимовка была в тепличке. Занес в теплицу, (размером 3 на 6, стандартная), сам делал. Куда лучше, чем в подвале, там ведь сырость. Пчела в сырости очень сильно отходит, подмор.
Когда-то на нашей улице пчеловод, царство ему небесное, Николай Сергеевич, их семья с любовью разводила пчел. У них тепличка была немножко на центральной теплотрассе. Занесут, укроют, и пчелы рано-рано совершали облет. В конце февраля. Вот и я тоже в позапрошлую зиму занес в тепличку. Перезимовали изумительно. Когда солнце стало пригревать, смотрю, полетела пчела. Ну, я домики открыл, поилку с водой поставил. Пчелки облетелись и пить начали. А ведь еще снег везде лежал. Точок почистил, чтобы посуше было. При раннем облете пчелы разовьются быстрее, нектаром с цветущих садов воспользуются.
– Как вам нынешний сезон?
– Лето было очень сухое и жаркое. При 30 градусах зноя нектар выделяется плохо. Но медоносы цвели хорошо, хоть и недолго из-за жары. Сейчас донник цветет, осот, луговое разнотравье.
Пчел держу в 16-рамочных лежаках. Научился одной новинке и применил у себя. Сделал большой корпус сверху,в нем три слоя магазинных рамок. Магазинные рамки ставлю не по 16, а по 14, чтобы затруднить червление матки в этом медовом корпусе. Сделал специальные дощечки с боков, чтобы на них ставить рамки. Можно и вниз в гнездо залезть, очень удобно.
Вот осматриваешь семью, рамки снял, переставил, и нужная тебе часть улья свободна. Лишний раз пчел не надо беспокоить. Единственное, что при постановке корпуса вверх работать затруднительно, высоковато получается. Но это поправимо.
Вчера смотрел, два корпуса пчелы медом заполнили. Теперь надо выждать, и все разом сниму.
Раньше весеннего меда хоть немножко брал – нынче не получилось. Семья молодая, а пока развилась, пока усилилась – весь мед ушел для выкармливания расплода.
Когда-то я 12-рамочный улей использовал, но 16-рамочные нравятся больше. Крайние рамки заберу (весенние), они у меня на следующую весну еще на кормежку уйдут, если не закристаллизуются. В прошлом году один магазинный ряд оставил пчелам. С медом. На улице стоят, думаю, съедят много. Но не все съели, хотя наверх зашли.
В прошлом сезоне я весенне-летнего меда хорошо взял, это первой половины лета. Хороший был год, изумительный. В этом году роения не было.
– Разве это возможно?
– Редко так бывает, может, от породы зависит, но новая семья не роилась, а развивалась. Зимовалые (мои) пчелы тоже не роились. Кстати, они все стоят в разных концах сада.
– Умышленно разделили?
– Да, все равно подальше друг от друга надо. Породы разные. Кроме того, вот сейчас все отцветет, настанет безвзяточный период, и может начаться пчелиное воровство. Когда ульи разделяют деревья или строения, – для пчелиных нападов меньше поводов, чем когда ульи рядом.
Дядя Миша учил в свое время – применяй как можно меньше химии. Я не использую пластинки против клеща, бипин. Дымлю багульником. Лучше помогает, чем бипин против варроатоза. Когда иду обрабатывать, беру горсточку багульника (в аптеке продается). Добавляю в дымарь, он окуривает пчел, и слава богу.
Если кто-то захочет заняться пчеловодством, первый совет – поставьте забор 2,5 метра вокруг пасеки. Не от воров, а чтобы ваши пчелы нечаянно не навредили соседям. Пусть сразу из домика уходят на взлет, не касаются соседских усадеб.
Еще один совет, так учил дядя Михаил в свое время: если ненастье стоит больше трех дней, пчел все же надо подкормить. Это могут быть дождливые дни, безвзяточные совершенно. Или начнутся сильные ветра, когда полевые пчелы не могут работать. Подкормка должна быть большими порциями, как в зиму. Чтобы переработали, деток подкормили. Потом сразу убери, пусть работают, раз обстановка изменилась. Самое страшное – когда пчелы расплод начинают выбрасывать. От голода.
– А если рой выходит?
– Бывают и породы, и семьи ройливые. Рой выходит – тогда с женой Ириной ловим его. Она не боится пчел.
Тоже старые, как мир, способы – брызгаем водой с веника, стучим-гремим в ведра. Наши предки так имитировали дождь и грозу. Пчелы как будто слышат, что погода вот-вот изменится. Ловушки ставлю. Иногда рои летят в свободный улей с сушью. Но надо заранее смотреть, вертятся ли возле пустых ульев пчелы – «квартирьеры».
У нас улочка интересная, там всего шесть домов. Все рядышком. Улочка раньше называлась Тупиковая. Ну что за название? Подумали наши люди (в основном садоводы), и назвали улицу Садовая. На этой улочке сначала пчелы были у моих соседей. Когда Николая Сергеевича не стало, получается, мы приняли эту эстафету. У нас соседи любят растения, деревья, как могут украшают свою землю.
Говорят, любой мед должен через какое-то время засахариваться, закристаллизоваться. У меня баночки с медом очень долго стоят, и мед как свежий. К окончанию зимы только кристаллизуются. И очень хорошо, что в нашей округе нет обработки полей гербицидами. У нас в поселке многие держали пасеки, но из-за сельхозхимии потом мало у кого остались пчелы.
С Медовым спасом в нашей семье многое связано. У детей и взрослых дни рождения в августе, вот в чем дело. И первую банку меда по традиции всегда дарим отцу, главе рода, Василию Степановичу. Каждый год этот мед немного разный, ведь одно лето от другого отличается и цветами, и погодой – это как букет благородного виноградного вина.