Накануне Дня автомобилиста корреспондент СН задал несколько вопросов опытному водителю ООО «Заря», которому приходилось по долгу службы управлять легковыми, грузовыми авто, а еще трактором и комбайном. За плечами Игоря Проскурякова 18 лет водительского стажа.
Торжество утратило исключительно профессиональное значение. Этот праздник считают своим не только водители-профессионалы и специалисты, обслуживающие, проектирующие и производящие автомобильную технику, но и водители-любители. Обладатели личных транспортных средств наравне с другими участвуют в дорожном движении и отвечают за безопасность на дорогах.
– Дорога – зона повышенной опасности, и от каждого участника движения, будь то водитель и даже пешеход зависит безопасность. Каждый должен понимать меру своей ответственности, – рассказывает водитель ООО «Заря» Игорь Проскуряков. – Многие факторы влияют на безопасность дорожного движения. Автомобиль, дорога по которой он движется, погодные условия, в которых происходит это движение. Основным фактором я считаю человека. Именно водитель принимает решение, садиться ли за руль неисправного автомобиля, соблюдать ли правила дорожного движения.
У Игоря Владимировича четверо взрослых детей. Старший – Радмир, вторая, дочь Алия, третий, Иван и самый младший – Сергей. У всех, кроме младшенького (22 года), свои семьи. Все имеют водительские права и управляют своими машинами.
В хозяйстве Игорь Проскуряков управляет сразу двумя автомобилями. «Газель» используется в снабжении ООО «Заря» для перевозки запчастей для автомобилей, тракторов и комбайнов. «ЗИЛок» помогает управляться на ферме в Баландино, подвозит зерно, дробленку, опилки. Кроме этого, у Игоря есть и свой автомобиль. Как видите, опыта хоть отбавляй.
– Игорь Владимирович, вы назвали несколько факторов, влияющих на безопасную езду, можно о них чуть поподробнее?
– Начну с того, что мало зависит от водителя – погода. Мы на нее повлиять не можем. Значит, надо приспосабливаться. Сильный снегопад, гололед, туман, проливной дождь. Если есть возможность, то лучше в это время вообще не садиться за руль. Ну если уж сильно приспичило, то есть определенные правила, которых нужно придерживаться при вождении в тех или иных погодных условиях.
Далее, как у нас говорят, две беды – дураки и дороги. Думаю, все согласятся, дороги с каждым годом становятся лучше. К тому же, когда ездишь по одним и тем же местам подряд много лет, то уже знаешь каждую ямочку и кочку. По незнакомым же дорогам нужно ездить с особой внимательностью, и у многих это уже как рефлекс. С первым намного сложней, недоумков на дороге с каждым годом все больше и больше, наверное, покупают права. Тут тоже достаточно простое решение. На два «Д», есть три «Д» – дай дорогу дураку.
Перейдем к обстоятельствам, которые напрямую связаны с человеком. Очень многое зависит от квалификации водителя, его дисциплинированности в соблюдении ПДД и того, как он содержит свой автомобиль.
За техникой, конечно, надо следить. Перед выездом проверять все. Уровень масла и других технологических жидкостей, давление в колесах, все электрооборудование, включая фары, габариты, поворотники, аварийку. Как меня учили, все посмотрел – тогда выезжай, каждый день проверяю. Неисправный автомобиль – это угроза не только вашей жизни, но и жизни окружающих вас людей.
– Вы когда-нибудь попадали в аварию?
– Было один раз возле Южноуральска. Ехал к маме в Варну. Вижу, по встречке машина идет. Стал уворачиваться, но водитель все равно в меня въехал. Ничего серьезного, одного не пойму, как можно больше километра по встречной полосе ехать и не понять этого.
– Что послужило толчком к выбору профессии водителя?
– В детстве многие мальчишки мечтают о профессии шофера, а я трактористом хотел быть. Отец комбайнер, тракторист и дед комбайнер. Пошел по их стопам. Даже в армии трактористом был. Уже взрослым посидел за рулем автомобиля, понравилось, решил выучиться на автомобилиста. Получить права водителя оказалось несложно, автошкола была рядом, поступил сразу. К тому же очень люблю движение, дорогу.
– У вас три автомобиля, значительную часть жизни проводите за рулем, за что вы любите свою работу, чем она вас привлекает?
– Люблю эту работу и все! Нравится мне управлять автомобилем. Едешь, наблюдаешь за дорогой, смотришь на мир.
– Игорь Владимирович, довольны ли вы, что выбрали эту профессию?
– Очень доволен, занимаюсь любимым делом. Движение, скорость доставляют мне радость. За рулем у меня всегда хорошее настроение.
– Вспомните что-нибудь, связанное с вашей профессией, что вам запало в душу?
– Мне нравится, когда идет уборка. Когда машины силос, сенаж заготавливают, когда зерно из-под комбайна возят. Сейчас такого нет, а раньше мы и допоздна работали. Выходили в поле, когда роса сошла и молотили до тех пор, пока роса не выпадет, а это могло быть и в четыре утра, и в полпятого. Комбайны шумят, машины ходят, везде огни. Сейчас такого нет – комбайны стали намного производительнее, поэтому и авралов нет.
– Что является самым сложным в вашей работе?
– Обслуживание техники. Если ты настоящий водитель, то должен уметь не только крутить баранку, но и произвести необходимый ремонт. Сама езда меня не напрягает.
– Каждый ли сможет стать шофером?
– Думаю, что любой человек при сильном желании может добиться всего, чего он захочет. Профессия водителя не исключение, лишь бы здоровье позволило.
– Какие профессиональные заболевания могут возникать при вашей профессии?
– Шофер большей частью сидит за рулем. Поэтому, как говорят водители, их мучают или спина, или геморрой (смеется), меня миновало. Надо побольше шевелиться. Я раньше старался заниматься спортом. Сейчас летом на велосипеде катаюсь, зимой на лыжах.
– Шофер – это мужская профессия?
– Я считаю, что это мужская работа. Конечно, есть и женщины водители, и ездят хорошо. Но женщина не сможет обслуживать и ремонтировать автомобиль, что-то поднять, снять, установить на место.
– Что вас интересует помимо работы, чем вы увлекаетесь?
– В свободное время люблю порыбачить. В основном это бывает, когда к маме езжу, там речка рядом.
– Как ведут себя современные водители на дороге? Помогают ли тем, кто попал в беду?
– Количество автомобилей на дороге значительно возросло. Большинство водителей стали вести себя осторожнее – дистанцию соблюдают, не гонят. Помогают ли на дороге? – Про всех не скажу. Я всегда останавливаюсь. Проезжаешь мимо автомобиля, спереди трос – как не остановиться. Я так приучен, просят помощи – надо остановиться. И сам можешь в такую ситуацию попасть.
– Сейчас по телевизору чуть ли не каждый день показывают, как испытывают автомобили без шоферов. Всех пугают, что профессия водителя скоро исчезнет, что вы думаете по этому поводу?
– Думаю, у нас это пока не реально. Мне скоро на пенсию, так что на мой век хватит. Чтобы автомобили сами ходили, как минимум нужны хорошие дороги. У нас с этим всегда проблемы.
– Как вы считаете, могут ли водители-любители отмечать день автомобилиста?
– Все должны отмечать. Есть права, управляешь автомобилем – имеешь законное право.
– Игорь Владимирович, в канун вашего профессионального праздника поздравьте своих коллег.
– Первое, что приходит в голову, – ни гвоздя ни жезла! Всех водителей с праздником! Конечно, желаю ровных дорог, чтобы каждая поездка была в радость. Счастливого пути!