В Челябинске в церкви Александра Невского при реставрации на сводах открылись фрески, созданные около 120 лет назад. Об этом рассказал у себя в Инстаграм губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Примечательно, что эксперты относят изображения к стилистике знаменитой Васнецовской школы.
Виктор Васнецов и его ученики на рубеже 19-20 веков имели колоссальное влияние на русскую живопись. Сам Илья Репин писал Васнецову в 1896 году; «Если кто меня шевелил – учил самому важному в искусстве – творчеству – так это ты; да и не меня одного». А великий Федор Шаляпин говорил, что от творчества Виктора Васнецова веет «Словом о полку Игореве». Последователями Васнецова были не только русские (И.Я. Билибин), но и многие советские художники. Даже в архитектуре Казанского вокзала в Москве (зодчий А.В.Щусев) видны черты васнецовского стиля.
Когда в 1930 году во время антирелигиозной кампании храм Александра Невского был закрыт, в здании стали размещать различные учреждения, и настенные росписи были скрыты под слоями штукатурки и краски.
– Сейчас в храме идет масштабная реставрационная работа – храму будет возвращен его первоначальный облик, – рассказал в Инстаграме Алексей Текслер.
Реставрация храма переносит нас в фантастические годы взрывного развития Челябинска. За 10 лет после открытия железнодорожного сообщения население захолустного городка удвоилось, дома росли как грибы, предприятия обгоняли друг друга в развитии. Челябинск стали называть русским Чикаго, говорят, предприниматели здесь спали с пистолетом под подушкой.
Купечество и православная община заказали строительство церкви зодчему с мировым именем Александру Померанцеву, в то время – руководителю мастерских Высшего училища при Академии художеств. Его стиль называли «русско-византийским». Наружные работы велись четыре года. На храм жертвовали деньги рядовые мещане, городская дума и даже царь Николай II.
Начиная с 1916 года, богослужения в новой церкви в течение 10 лет проводились изо дня в день.
Однако прекрасная новая церковь, гордость горожан, вскоре разделила судьбу тысяч российских храмов. В 1922 году из нее изъяли все ценности на борьбу с голодом. В начале 30-х годов были сняты главы с крестами и шатер с колокольни. Тогда-то росписи стен и свода строители замазали краской.
Чего только не размещали под этими сводами! Типографию газеты «Челябинский рабочий», склад военного имущества, планетарий. Во время войны – коллекцию картинной галереи, хранилища Госархива вместе с квартирами для сотрудников. Затем планетарий, кружки Дома пионеров…
Почти каждый из нас помнит это прекрасное здание как Органный зал на Алом поле. В 80-е годы здесь поражали лепнина, золото, мрамор, а также уникальный декор из яшмы и змеевика. Под сводом звучала музыка уникального органа.
Но прошло каких-то десять лет – и был поставлен вопрос о передаче здания Органного зала русской православной церкви. В 2010 году после споров, митингов, оценок экспертов и обсуждений в СМИ прошло первое богослужение. Здание снова стало храмом, как и замысливали его предки челябинцев.
Несмотря на все превратности судьбы, здание на Алом поле все эти годы было духовным, архитектурным и художественным сокровищем Челябинска. Реставрация храма преподнесет еще немало сюрпризов.