Чтобы в Сосновском районе Челябинской области сложилось единое местное сообщество, понадобилось почти 300 лет.
Ямская станция? Это уже цивилизация!
В начале 18 века будущая сосновская территория включала три совершенно разных и малозаселенных составляющих. Нынешний центр и юг района были владениями Оренбургского казачьего войска. Сосновский «север» был участком Пятого кантона Бала-Катайской волости. На западе компактно селились башкиры племени айле.
После 1763 года та часть нынешнего района, которая ближе всего лежит к Челябинску, быстро заполнилась переселенцами из Челябинской крепости (1748 год), беглыми помещичьими крестьянами, казаками и выходцами из земель Далматова монастыря. Здесь появилось много отставных солдат, так называемых «сходцев» из Пермского края, а также старообрядцев, на которых продолжались гонения в центральных губерниях.
Вот такие мужественные люди, дети разных народов, селились рядом и противостояли природе 300 лет назад. У них были разные верования и обычаи. Но коль уж свела судьба в одном краю, то «сосед соседу поневоле друг», как говорили предки.
Недавно Челябинскстат создал подробный социально- экономический портрет Сосновского района. Часть фактов старожилам известна, но есть много новых деталей. Славу старейших поселений района делят меж собой поселок Полетаево, башкирский юрт Туктубай, село Долгодеревенское и несколько других деревень.
«После 1748 года по Долгой деревне прошел тракт, появилась заимка и ямская станция, – говорится в исследовании Челябинскстата. – Первыми, кто начал осваивать эти земли, стали семьи Казанцевых, Резепиных, Парфентьевых, Подкорытовых и Завьяловых. В 1841 году здешние крестьяне были переданы в казаки, деревня стала станицей. В ней уже имелись православная церковь, часовня, почтовая станция, построены две школы, водяная мельница, фельдшерский и ветеринарный пункты».
«Черноглазая казачка подковала мне коня»
В мае нынешнего года наша газета рассказала о полетаевском комбайнере Афанасии Черноиванове, который участвовал в сборе денег на подводную лодку и брал Берлин на танке. А комсомольцы из Долгой обратились к молодежи района – собрать металлолом на танки для Красной армии. «Под новый 1943 год на Челябинском тракторном заводе было собрано 150 танков, – рассказывают авторы «Портрета». –Танковая бригада была брошена в бой под Сталинградом. На постаменте близ Мамаева кургана навечно установлен танк Т-34 под номером 18, с надписью «Челябинский колхозник». Танки построены на средства колхозников Челябинской области.
Война не спрашивала ни о возрасте, ни о национальности. Более семи тысяч жителей района ушли на фронт. Обуть, одеть, накормить солдат и дать им оружие стало заботой женщин и подростков.
Школьники на прополке овощей выполняли план на 120 процентов.
В Долгой при ветеринарной лечебнице в октябре 1942 года открыли показательную кузницу для перековки лошадей. Кузнецами становились женщины и подростки. Почти все автомашины были направлены на фронт. Лошади и коровы стали единственным транспортным средством в пригородных колхозах.
Коренные сосновские семьи, прошедшие это горнило, ничем не сломить, не запугать. «Не созданы мы для легких путей, и эта повадка у наших детей», – пели ветераны советских лет, собираясь вместе.
Сто тысяч, и все разные
Неофициальная статистика – в Сосновском районе уже сейчас проживает около 100 тысяч человек. Многие только прописаны в Челябинске, но живут-то в наших новых поселках и микрорайонах. Может, только 10 процентов от всего населения района являются потомками первопроходцев, пришедших сюда при «дщери Петра» Елизавете. Судите сами, сколько новой крови влилось за эти столетия в Южный Урал.
В конце 19 века построили железную дорогу. Переселенцы из центральных губерний поехали сюда при Столыпине вагонами, поездами.
Идем дальше. В первые месяцы войны, с июня по декабрь 1941 года, с оккупированных территорий было вывезено и в короткий срок заново у нас построено 200 заводов! Они не достались врагу и стали работать на Победу. И все заводы эвакуировались с рабочими и специалистами. Многие после Победы вернулись на запад СССР, но многие навсегда поселились в Челябинске и пригороде. Расспросите старшее поколение, и вам расскажут, как создавались комсомольские семьи. Многие эвакуированные и местные парни и девчата нашли друг друга и стали родоначальниками сосновских династий.
Казалось бы, из процесса объединения в единое сообщество должны исключаться вчерашние горожане из новых микрорайонов. Многие из них жалуются – деревня есть деревня, ну что за дороги, и медобслуживание не городское… и школу долго не запускают…
Кто-то так и остается посторонним на сосновской земле, но вот вам пример одного из малоэтажных и ухоженных поселков Кременкулького поселения. Поначалу и довольно долго молодые семьи были здесь сами по себе, их очень устраивало, что новый поселок хорошо огорожен, и на КПП есть надежные охранники от «чуждой» сельской среды. Но вот прошло время, и новоселы с большим энтузиазмом вошли в местную культурную жизнь. Показали свои недюжинные таланты на кременкульской сцене. Блеснули на конкурсе красоты. Нашли себе друзей по интересам, влились в соцсети…Жить «в деревне» оказалось интересно.
Использован материал Челябинскстата «Социально- экономический портрет Сосновского муниципального района»