Интернет и соцсети стали неотъемлемой частью жизни многих не только взрослых, но и детей. Однако, рядом с бонусами в виде доступной информации и легкой коммуникации, существуют риски, о которых знают немногие. Сексуальное преступление против детей видоизменилось в более хитрую и изощренную форму – онлайн.
Онлайн-груминг – почему это опасно
Выстраивание взрослым мужчиной или женщиной доверительных отношений с ребенком с помощью интернета для его сексуальной эксплуатации в дальнейшем теперь называется онлайн-грумингом. Новые технологии помогают обидчикам построить интимные отношения с ребенком. Это может быть выманивание интимных снимков, принуждение к видеозаписям сексуального характера или даже требование встреч для сексуального контакта.
В большинстве случаев, обидчик использует различные техники манипуляций и притворяется другим человеком, например, занижает свой возраст или меняет пол. Знакомство начинается с эмоциональных отношений, в которых обидчик берет на себя роль парня/девушки и стремится пробудить в ребенке чувство влюбленности и ценности. Также это могут быть менторские взаимоотношения, когда преступник выступает в роли человека, который понимает, поддерживает и учит ребенка.
В соблазнении онлайн главную угрозу представляет то, что эти отношения изначально ложные. Обидчику нужно завоевать доверие ребенка и построить с ним близкий контакт, а потому он выдает себя за друга, декларирует те же интересы, хвалит и делает комплименты, становится на сторону ребенка. Он использует много способов, чтобы ребенок чувствовал себя исключительным, важным и особенным.
Как обычно ведет себя преступник?
Поиск цели среди детей, которые активно ведут себя в сети.
Изучение интересов и эмоциональных потребностей цели. Часто обидчики анализируют посты, опубликованные ребенком, а потом используют полученную информацию в контактах с ней.
Завоевание доверия. Обидчик пытается подружиться с ребенком, тщательно за ним наблюдает, проявляет интерес к его проблемам и переживаниям, «приручает».
Изоляция. Обидчик обращает внимание ребенка на недостатки ее ближайшего окружения, например, отсутствие интереса со стороны семьи и сверстников. Он выдает себя за единственную действительно близкого человека и склоняет ребенка хранить их отношения в тайне.
Использование положительных подкреплений: обидчик милый с ребенком, проявляет интерес или дарит подарки. Разговоры на интимные темы. Таким образом обидчик приучает ребенка к идее сексуального контакта.
Поощрение рискованного поведения. Например, демонстрация порнографических материалов, чтобы пробудить интерес и приучить ребенка к тематике секса, уговорить, на фото интимного характера. Перекладывание ответственности на ребенка.
Шантаж. На определенном этапе отношений обидчик, который имеет записи неудобных разговоров, эротические фотографии или видео с ребенком, угрожает ей обнародованием, требуя встречи или очередных материалов.
Родителям важно понимать, что ни в коем случае нельзя запрещать ребенку выходить в сеть или завязывать новые знакомства. Такие действия только разрушают доверительные отношения и углубляют риск.
При этом родители должны позаботиться о том, чтобы совсем маленькие дети не имели контактов с посторонними в сети. Однако, чем старше становится ребенок, тем сложнее это сделать. Нужно научить ребенка распознавать тех, с кем он познакомился онлайн. Например, можно проверить следующее:
аккаунты в других социальных сетях;
частоту и историю публикаций онлайн,
информацию о школе и знакомых нового онлайн-друга, а также группы, к которым он или она принадлежит;
есть ли общие знакомые;
готовность увидеться с помощью веб-камеры или другого приложения, который обеспечивает видеосвязь.
С момента, когда допускается возможность встреч ребенка с онлайн-другом, которого он встретил в сети, очень важно установить правила безопасности таких встреч:
родители должны знать о такой встрече;
младшего ребенка должен сопровождать взрослый, который вызывает доверие, а подростка – старший брат, сестра или ровесники.
встречи должны происходить днем в публичном месте, где много людей;
после встречи стоит обсудить с ребенком, оправданы ожидания и не произошло ли чего-то плохого.
Родителям стоит обратить внимание ребенка на то, что информация, которую он публикует о себе в сети (в частности имя, адрес проживания, учебное заведение, предпочтения, личные фото, видео) непосредственно влияет на его безопасность.
Важно поговорить с ребенком о правилах ограниченного доверия по отношению к людям, с которыми он познакомился онлайн. Объясните, почему не стоит быть уверенными в человеке по другую сторону экрана, и как легко в интернете выдавать себя за другого. Обращайте внимание на то, что настоящая дружба требует времени, проверки в различных обстоятельствах и постепенного формирования взаимного доверия.
В свою очередь, подросток должен знать, что такое насилие в отношениях и как оно может проявляться. Если речь идет о груминге, предупредительными сигналами в поведении "друга" могут быть:
просьба дать личный телефонный номер;
стремление к быстрому укреплению отношений ("мы друзья навсегда");
попытка изоляции от семьи и знакомых ("они тебя не стоят");
контроль повседневной жизни ("во сколько у тебя заканчиваются уроки");
постоянный контакт и ожидания доступности;
эмоциональный шантаж и провокации чувства;
агрессия в случае невыполнения или недостаточно тщательного выполнения ожиданий "онлайн-друга";
склонение к сокрытию знакомства и того, как развиваются эти отношения, или к хранению общего секрета;
просьба пообщаться через видео, но у "друга" не работает камера, а во время звонка он просит обнажиться;
просьба, побуждение или требование отправлять интимные фото или видео;
требование доказать любовь и важность отношений разными способами.
Что говорит о том, что ребенок попал в сети злоумышленника?
Поведение ребенка резко меняется – обычные реакции становятся другими и ранее любимые вещи больше не вызывают приятной реакции. Это тревожный сигнал и первые типичные признаки того, что у ребенка проблемы. Родителям следует обращать особое внимание на:
отстранение, печаль, плохое настроение;
колебание настроения;
агрессивное поведение;
чрезмерную скрытность, особенно в отношении активности онлайн (ребенок скрывает экран телефона или планшета, выходит из комнаты, когда получает сообщение и т.д.);
встречи или желание встреч с незнакомцами, сопровождающиеся отказом говорить на эту тему;
страх оставить телефон или планшет хоть на секунду, стресс и чрезмерные эмоциональные реакции в ситуации отсутствия доступа в интернет;
аутоагрессию, мысли о самоубийстве.
Разумеется, что подобные сигналы могут быть вызваны половым созреванием подростка. Но лучше присмотреться к поведению своего ребенка, особенно если они появились неожиданно и являются интенсивными.