Сосновская нива объявила конкурс с вопросами для мам. Самые интересные ответы о материнском опыте будут отмечены подарками. А что же говорит о материнстве наука и психология? Мы попросили дать свои ответы на вопросы кандидата педагогических наук, педагога-психолога детского сада № 18 деревни Казанцево Сосновского района Челябинской области Марину Терещенко.
Марина Терещенко – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Челябинского Южноуральского государственного гуманитарно-педагогического университета (название до реорганизации Педагогический университет), директор центра развития и здоровья «Город Детства», педагог-психолог детского сада №18 деревни Казанцево. Марина Николаевна 16 лет преподает детскую, семейную и возрастную психологию. Проводит консультации по вопросам психологии семьи и детского развития.
«Самое лучшее – отойти и не мешать»
– В каком возрасте лучше становиться мамой?
– Это, безусловно, все индивидуально. Нельзя назвать какую-то точную цифру. Но на мой взгляд, это все-таки должна быть сформировавшаяся личность. Примерно 25 лет, когда уже есть и жизненный опыт, и образование за плечами, и в то же время есть большой простор для движения вперед, для саморазвития, для самосовершенствования. Поэтому еще расскажу о том, что нет идеального возраста для рождения ребенка, но важна зрелость женщины к освоению роли матери. А зрелость может быть не только физиологическая, но и психологическая. Да, для этого нужно созреть психологически.
– Правда, что беременные могут есть абсолютно несочетаемые продукты и вообще очень капризные? Мужья от этого сильно страдают или им в радость?
– Беременные женщины меняют свои вкусовые предпочтения и, конечно, гормональные всплески и перестройки посылают нам свои «приветы». Но люди – существа произвольные. То есть мы можем управлять своими желаниями, реакциями, настроением. Иногда капризы беременных женщин в большей степени ориентированы на то, чтобы привлечь к себе внимание своих замечательных мужчин. Ну а как к этому относится мужчина – это уже дело каждого. Кто-то с удовольствием выполняет все капризы и пожелания своей любимой женщины. А для кого-то это, конечно, тягостно и неприятно: бежать в 2 часа ночи искать в городе арбузы.
– А если с мужем не сложилось? Реально вырастить детей одной?
– Сейчас в 21 веке у женщин гораздо больше прав и возможностей для того, чтобы самостоятельно вырастить ребенка без помощи мужа или отца ребенка. Но с двумя крыльями лететь всегда проще, чем размахивать одним крылом. Поэтому легче, лучше, комфортней и более правильно воспитывать ребенка в полноценной полной семье, где есть папа и мама. Но уж если не сложилось семейного счастья, мама может взять на себя миссию и папы, и мамы, и вырастить достойного человека, вкладывая в это свои силы, знания, мудрость и любовь.
– Малыш плохо спит, что делать?
– Если ребенок плохо спит, нужно разобраться, почему это происходит. В первую очередь исключить медицинские физиологические проблемы. Если со здоровьем все в порядке, то, наверное, нужно больше гулять на свежем воздухе. Больше совершать двигательной активности, чтобы ребеночек уставал. На ночь можно принимать ванны с успокоительными травами.
– Ребенок истерит на людях, мне стыдно. Как с ним справиться?
– Если ребенок истерит на людях – это что? Это, конечно же, психология манипулирования. Дети – чудесные психологи и знают, за какие ниточки дергать своих родителей, чтобы достичь желаемого результата. Поэтому самое лучшее в ситуации истерики – отойти и не мешать. Пусть ребенок проявит свои эмоции, выплеснет свои переживания. То есть, когда он не видит рядом мамы, а мама – это основной зритель, на которого рассчитано «представление», истерика возможно прекратится сама собой. Либо без комментариев и разъяснений взять ребенка за руку и вести за собой. Когда он будет в спокойном состоянии, вне состояния истерики, нужно проговорить с ним ситуацию и обозначить правила поведения в социуме.
– Заставлять ребенка читать или уже отстать от него?
– Заставлять – это всегда плохо. Делать что-то через силу не всегда приводит к хорошим результатам. Поэтому нужно показывать собственный пример. Ребенок видит родителей, которые читают в свободное время. Ребенок будет копировать этот образец, будет брать такую модель за основу. Если в семье не читают, будет достаточно сложно возбудить интерес у ребенка к чтению и привить любовь к литературе. Надо начать с себя.
Занятие в клубе детского развития села Долгодеревенского
– В каком возрасте можно отпускать ребенка одного на улицу?
– Ответ на этот вопрос для каждого родителя будет свой. Город полон опасностей. Даже если ребенок знает правила безопасного поведения на улице, не все люди, которых он может встретить, окажутся хорошими. Я думаю, не раньше 8-9 лет ребенок может гулять самостоятельно.
– Хочу, чтобы ребенок вырос счастливым человеком – как его воспитывать?
– Чтобы ребенок был счастливым, воспитывать его надо собственным примером. Ни для кого не секрет, что дети впитывают модель поведения родителей. Если в семье царят любовь, уважение, доброта, взаимовыручка, понимание, то и дети растут в любви, доброте, красоте и счастье. Соответственно они усваивают эти ценности. Если этого нет, то сложнее быть счастливым. Сразу вспоминается фраза Козьмы Пруткова «Хочешь быть счастливым – будь им». Если взрослые будут счастливы, то будут счастливы и дети.
– Как пережить подростковый возраст и сберечь нервы?
– Подростковый возраст в любом случае придется переживать. Самое главное – еще в детстве установить с ребенком дружественные паритетные отношения. Важно правильно расставить приоритеты. Своему ребенку надо стать другом, тем человеком, к кому он придет первым и расскажет о своих проблемах, трудностях, попросит совета и поддержки. Но существует очень тонкая грань. Ребенок должен соблюдать иерархию, понимать, что родитель – взрослый, он старший, опытный и основной действующий персонаж в семье. За родителя можно спрятаться. От него можно получить помощь, поддержку, защиту, совет. Но тем не менее не должны быть стерты грани: кто старше, важнее и мудрей, за кем идем, и кто управляет процессом в семье и доме.
– Помочь большому ребенку выбрать себе пару или разберется сам?
– Я считаю, что нельзя вмешиваться в процесс выбора партнера или спутника жизни своими детьми. Пусть выбирают сами, потому что это их жизнь, их опыт и их право на ошибку. За свои ошибки человек должен отвечать сам и только сам. «Жизнь прожить – не поле перейти» гласит народная мудрость. У каждого свой путь и свое поле. Не стоит навязывать свое мнение, чтобы не остаться виноватым в итоге.
– У детей появились свои дети. Помогать? Или пусть сразу учатся справляться самостоятельно?
– С появлением внуков не нужно навязывать свою помощь, советы и услуги. Если вас попросят о помощи, безусловно, ее нужно оказать. Если же молодая семья сама справляется с воспитанием и уходом за ребенком, пусть они делают это самостоятельно, осваивая новые социальные родительские роли.
Свитер оказался не сиреневым
– Марина Николаевна, расскажите, пожалуйста, как вы выбрали профессию психолога?
– Интерес к психологии у меня появился еще в подростковом возрасте. Пробудил этот интерес человек, который жил со мной по соседству. Моя соседка была преподавателем университета. У нее на простой жизненный вопрос всегда был мудрый ответ, с научным психологическим подтекстом. Однажды я ей похвасталась новым свитером. И сказала: «Смотрите, какой у меня красивый сиреневый свитер». На что она мне ответила: «Нет дорогая, свитер не сиреневый». Достала литературу, карточки, психологические тесты и научно обосновала, что свитер не сиреневый. С тех пор я поняла, что психологией я буду заниматься, потому что нужно найти ответы на многие вопросы именно с позиции науки. И ни разу об этом не пожалела.
– Недавно вы опубликовали статью в научном журнале на тему «Формирование основ материнства у девочек дошкольного возраста». Какие основные тезисы?
– Действительно, мы с коллегами написали научную статью на такую тему и сейчас у нас есть идея запустить проект по формированию основ материнства у дошкольников в различных образовательных учреждениях Челябинска и Челябинской области. В частности, у нас есть задумка реализовать этот проект в следующем учебном году в детском саду деревни Казанцево (микрорайон Славино).
В чем же основная идея того, что материнство можно формировать уже с дошкольного возраста? Детский возраст – самый сензитивный, чувствительный, благоприятный период для того, чтобы закладывать основы основ. И основу материнства можно попытаться заложить в юном возрасте, уже с 4-5 лет. Что мы вкладывали в понятие материнства, какие компоненты рассматривали в статье и в своем проекте? Это основы доброты, женственности, мягкости, желание и умение помирить детей, которые в ссоре, умение разрешать конфликты мирным путем, умение прощать и просить прощения, умение видеть красоту в окружающем мире. Такие ценности мы пытаемся привить детям дошкольного возраста и рассматриваем их как основы материнства.
– Часто говорят, что быть матерью у девочек заложено природой, а после рождения ребенка активизируется материнский инстинкт. Насколько вы согласны с таким высказыванием? Нужно ли готовиться к материнству?
– Безусловно, к материнству нужно готовиться. Сегодня об этом уже очень много сказано и написано. Сначала необходимо подготовиться к беременности, потом к процессу родов и далее к воспитанию ребенка. Это колоссальный труд. Неплохо бы почитать умную литературу – научную, практико-ориентированную, чтобы понимать, что значит быть «хорошей» мамой, чем она должна владеть, что знать и уметь.
Конечно, материнский инстинкт имеет место быть. Это природа, в нас это заложено. Хотя многие современные ученые уже оспаривают этот факт. Я придерживаюсь мысли, что этот инстинкт есть. Главное – вовремя его пробудить. Но помимо инстинкта есть еще научение. Женщине, которая стала мамой, приходится многому учиться с чистого листа, начиная от вопросов ухода за малышом и заканчивая вопросами воспитания и развития. Поэтому нужно много чего интересного освоить и многому научиться, чтоб заложить правильные мысли и ценности в голову и сердце своего подрастающего ребенка.
В Челябинске регулярно проходят бесплатные семинары для будущих мам
«Важно в жизни детей ограничивать пределы»
– Среди участниц нашего конкурса есть несколько девушек, которые недавно стали мамами. Хотелось бы спросить про деток раннего возраста. Нужны ли детям школы раннего развития?
– Формировать, развивать и закладывать основы необходимо как раз таки до 3 лет. Это и есть ранний возраст – от одного года до 3 лет. И что мы заложим в это время, то и пойдет с ребенком дальше по жизни. Со временем это будет улучшаться, развиваться и совершенствоваться. Есть много методик, которые ориентированы именно на раннее развитие. Они эффективно работают. Возникает другой вопрос – нужно ли отправлять ребенка в год-два в какое-то учреждение для дополнительных занятий. Здесь выбор, конечно, за каждым отдельным родителем. Хорошо, что такие школы существуют, а методики работают. Хотя я считаю, что если мама заинтересована, она вполне может дать все необходимое для развития ребенка до 3 лет в стенах своего дома и внутри своей семьи, немножко включая фантазию и воображение, придумывая нестандартные игры и игрушки. Можно даже создавать своими руками материалы для развития малыша. На мой взгляд, ключевое, что нужно ребенку до 3 лет – это любовь, защита и безопасность.
Если ребенок получает от родителей все выше перечисленное, то и развитие его психических процессов, памяти, внимания, мышления, речи идет вполне успешно, без необходимости включения в какие-то дополнительные кружки или детские центры.
– Как понять, что ребенок вами манипулирует и не поддаться на эти манипуляции?
– Как я уже говорила, дети очень хорошие психологи и манипуляторы. Они умеют считывать эмоции других людей, их настроение и понимают, кем можно манипулировать, а с кем такой номер не пройдет. Очень важно в жизни детей ограничивать пределы. То есть у ребенка должно быть понимание, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо, что допустимо, а что нет. Когда ребенок усваивает границы дозволенного, он их понимает и не пытается переходить. Сегодня во многих семьях проблема именно в том, что ребенку слишком много всего позволяется. Ребенок поставлен на пьедестал, ему можно все. Получается, он рулит процессом, он управляет всей семьей. Это, конечно же, неправильно. Главный действующий персонаж в семье – это взрослый, это родитель. И когда у ребенка будут четкие и понятные правила игры, ему будет проще жить. Жизнь родителей так же станет комфортнее, потому что ребенок не будет пытаться манипулировать и играть родителями, их желаниями.
Занятие в клубе детского развития села Долгодеревенского
– Как привить ребенку самостоятельность?
– Здесь я могу привести «золотое» правило педагогики – не делай за ребенка то, что он может сделать сам. Беда заключается в том, что сегодня мы делаем очень многое за своих детей. Кормим ложкой, одеваем и застегиваем пуговички, завязываем шнурочки, прибираем игрушки, собираем портфель и прочее. Мы сами своими собственными родительскими руками мешаем ребенку быть самостоятельным. У него должна быть своя зона ответственности. Даже совсем маленький ребенок должен иметь какие-то свои обязанности по дому. Допустим, собирать игрушки или складывать вещи. Если он освоит эти нормы самостоятельного поведения, то ему будет гораздо легче жить, учиться в школе и стать более организованным.
– Нужно ли навязывать детям гендерные роли?
– 21 век – век необузданной свободы, даже, может быть, нездоровой свободы. Сегодня пропагандируется идея – каждый может делать то, что он хочет, жить как ему нравится. Девочке необязательно быть мягкой, тонкой, женственной, чувственной и ранимой. А мальчику не обязательно быть сильным, смелым, выносливым, организованным и мужественным. Сегодня мы говорим о том, что пусть каждый ребенок растет таким каким он хочет быть. Ничего не мешает мальчику быть ранимым и нежным, а девочке – сильной и мужественной. Не стоит слишком вмешиваться в процесс. Все мы разные и индивидуальные, особенности имеют место быть. Но я приверженец старой школы. Мне бы хотелось, чтобы в детях закладывались традиционные черты и качества. Пусть девочки будут мягкими и нежными, а подрастающие мальчики – смелыми и способными защитить свою семью.
Навязывать гендерные роли не стоит. Все, что навязано – это не здорово и не приживается. А вот аккуратненько внедрять правильные посылы – это верный путь.
В заключение хочется поздравить всех мам – настоящих и будущих – с праздником, с Днем матери! Желаю крепкого здоровья, мудрости, энергии, которая очень пригодится на пути воспитания собственных детей. Любите, берегите, сохраняйте свой семейный очаг и своих замечательных деток!