1 февраля преподаватель изобразительного искусства Долгодеревенской детской школы искусств Сосновского района Урал Кулушев отметил тридцатилетие своей педагогической деятельности.
Трудолюбие и целеустремленность! Вот две главные характеристики преподавателя живописи и рисования Долгодеревенской детской школы искусств Урала Кулушева. Трудолюбие в творчестве – это особенная деятельность, не сравнимая ни с каким другим трудом. Идеи, озарения, открытия совершенно не знают о существовании времени суток или рабочих и не рабочих днях недели. Они заставляют творца, учителя, художника, писателя, общественного деятеля всегда быть в процессе…
Урал Кулушев в процессе педагогического творчества уже тридцать лет. 1 февраля 1991 года он впервые перешагнул порог учебного класса в Долгодеревенской школе искусств и стал педагогом.
А что же до этого? Сам Урал вспоминает, что в детстве очень любил рисовать. И самая большая мечта – стать художником. Начало восьмидесятых годов прошлого века. Урал Кулушев заканчивает Челябинское училище №73 по специальности «декоратор-формитель». Диплом с отличием. Прямая дорога на худграф. Но по семейным обстоятельствам Урал Фаляхович остается в Челябинске. Примеривает солдатскую шинель и на два года становится военным строителем.
Во время службы в армии Урал Кулушев знакомится с художником миниатюристом Владимиром Сачко. Последний занимался лаковой миниатюрой. Это знакомство подогревает желание после демобилизации отправиться в высшее учебное заведение. Но… Что-то нас на нашем пути останавливает, чтобы мы не искали счастья на стороне, а продолжали жить там, где наша малая родина. Вместо художественного ВУЗа Урал Кулушев заканчивает ЧГИК и становится методистом-организатором культурно-просветительской работы. Девяностый год Урал Фаляхович встретил сотрудником отдела культуры Сосновского района.
Но сейчас он говорит, что просто счастливая случайность спасла его от кабинетной рутины. В середине учебного года в Детской школе искусств появилась вакансия. И Урал Фаляхович встретился с Лидией Романовной Поль – директором детской школы искусств.
– Спасибо Лидии Романовне, она поддержала меня в это трудное время. Первые три года педагогической деятельности – это три года непроглядных сложностей, мучений и учения. Директор школы помогала мне, чем могла, советом, указание, контролем. Она отправляла меня на все курсы повышения квалификации, чтобы я с умением рисовать набирался наставнического опыта. Позднее я все-таки получил второе высшее образование, закончил Академию дополнительного профессионального образования, получив квалификацию «преподаватель изобразительного и декоративно-прикладного искусства», – рассказывает о начале своей педагогической деятельности Урал Кулушев.
Более двух десятков лет прошло с тех пор. Нашел ли Урал Фаляхович свою стезю педагога? Об этом мы спросили завуча детской школы искусств Татьяну Паукову.
– В нашей школе Урал Фаляхович ведет программы предпрофессионального обучения живописи. И ведет успешно. Желающих попасть на данное отделение в нашу школу сейчас много. Мы даже отбор можем вести. И дети с большим удовольствием занимаются на отделении. Во время просмотров, когда выкладываются работы всех детей, мы видим, что дети художественного отделения имеют свой стиль. Когда лежит много рисунков, то сразу определяется индивидуальность каждого юного художника. И эта индивидуальность проявляется благодаря педагогическому опыту Урала Фаляховича, – говорит Татьяна Васильевна. – Он в меру строг, требователен. Имеет цель научить ученика. На выходные и праздничные дни, на лето у него для учеников есть задания. Он учит видеть и рисовать, а не срисовывать. Поэтому каждый год в его классах появляются яркие индивидуальности, а ученики принимают участие в самых престижных конкурсах.
Мы побывали на уроке у Урала Фаляховича. С первого взгляда, ничего особенного.
Пришли дети, сели у мольбертов, достали краски, гуашь, карандаши, мелки и принялись за дело. Один юный художник работает над акварелью, другая художница наносит мазки и украшает горы, третья взялась за эскиз «Медного всадника», а две взрослые ученицы вообще работают над карандашным натюрмортом с шарами и вазами. Кто-то из этих детей учится в первом классе, кто-то вышел на третью ступень, а кто-то уже десять лет не уходит из мастерской. Почему? Потому что интересно. Урал не только учит рисовать, он учит рисовать по-своему. Наверное, поэтому на один сюжет «Красной шапочки» в коллекции учителя десятки разнообразных, не похожих друг на друга, рисунков.
Еще педагог Кулушев занимается с детьми скульптурой. В специальном кабинете ребята и педагог мнут, растирают, накатывают, наносят, разбрасывают, набрасывают глину. Ваяют!
И никто не может сказать, когда это все вдруг станет местом, где родиться мастер, гений живописи или ваяния двадцать первого века.
– Я одно время свернул на дорогу абстракционизма, но сейчас придерживаюсь строгого правила: научись классическому рисованию. Потом можешь выражать свое творческое кредо как хочешь. Исходя из этого мы трудимся и постигаем классику. На пленере я ценю такой момент, когда пейзаж один, а рождается сто сюжетов. Во время исполнения канонического графического рисунка должны быть соблюдены все правила. – и Урал Фаляхович снова показывает мне ватманы с рисунками карандашом, с выстроенными композициями, Где птицы выглядят как живые , кувшины и подсолнухи настоящими.
На стенах школы и стенах кабинета много рисунков, оформленных в рамы – на них тоже узнаваемые реальные или сказочные сюжеты. Это лучшие работы. Их много, потому что учеников за тридцать лет у Урала Фаляховича не один десяток. Многие продолжили начатый в художественной школе путь. Наталья Веденеева, Елена Софьина, Оксана Тягунова, Наталья Полушкина, Вадим Чекутов, Анна Главацкая, Никита Голубков и другие связали свою жизнь с изобразительным искусством и получили соответствующие профессии.
Сегодня растут новые мастера хорошие результаты демонстрируют Маргарита Муратова, Виктория Сандалова, Камилла Шамаева, Алиса Насонова.
– Благодарю судьбу, приведшую меня в школу. Я люблю детей, их чистоту, непосредственность, не замутненный взгляд на мир. Они открыты все новому. И вместе с ними всему новому открыт я. Мы учимся друг у друга постоянно. Я радуюсь за ученика, когда у него получилось создать что-то стоящее, и мне приятно видеть радость на его лице. Мы вместе с ним сделали шаг вперед. Поднялись на одну ступеньку выше, чем были вчера, – улыбается педагог.
Учебный день продолжается. Одни ученики покидают класс, появляются новые. Это старшеклассницы. У них закончились уроки в основной школе, и девушки пришли в класс художественной школы. На мольбертах их ожидают незаконченные полотна. Для них Урал Кулушев уже приготовил новые задания по графике…