В Челябинской области на ООО «Полигон ТБО» в поселке Полетаево Сосновского района развивается производство по переработке полимеров. На территории промышленного объекта произошли большие изменения. Есть перспективы глубокой переработки отходов.
На территории ООО «Полигон ТБО» в Полетаево я побывал в очередной раз за последние пять лет, есть с чем сравнивать. Пять лет назад, когда производство открывалось, о многих процессах говорили в будущем времени. Будет сортировка, будет переработка. И сортировали ТКО в небольшом ангаре на единственной линии. Но тогда и отходы только начинали свозить на полигон с ближайших сельских поселений Сосновского района.
Сегодня ситуация изменилась. Челябинский кластер стал поставщиком. Тысячи кубометров самого разнообразного мусора. В контейнерах для бытовых отходов садовый мусор, покрышки от автомобилей, половинки от старой мебели, железо, пищевая жесть, стекло, бумага, картон, полимеры разных сортов – все вперемешку.
Но сегодня работает на сортировке пять линий.
Я собственными глазами вижу тюки с упакованными полимерами, тюки из пивной банки, огромные баулы с банками из-под рыбных и мясных консервов, горы мешков с различной стеклотарой, тюки с картоном, горы пэт-бутылок, уже уходящих на переработку.
И если в первое массовое посещение журналистами территории полигона, сотрудники предприятия бросали нам под ноги щиты, чтобы мы могли пройти от проходной до сортировочного комплекса, то через пять лет мы ходили по твердому покрытию. Генеральный директор ООО «Полигон ТБО» Александр Трубин не скрывал проблем, которые есть на производстве, но и говорил о развитии. Цель предприятия минимизировать захоронение отходов. Есть перспективы делать органику и биогумус для сельского хозяйства, производить топливо для цементной промышленности, перерабатывать пластик, создать индустриальный парк, который объединит переработчиков. Сейчас рядом с площадкой полигона в процессе проектирования находится парк переработки полимеров. Первый шаг в глубокой переработке сделан. С сортировки полимеры пойдут на переработку и будут новой продукцией.
Естественно, журналисты задают вопросы, которые озвучивают общественники, мол, переработка только для журналистов, пожары на полигоне, не утрамбовывают, сваливают без переборки. Но когда тебе показывают гору отсортированных пластиковых бутылок, тюки с пивными банками не в один десяток кубов, понимаешь, что за день-два для телекамер такого не насортируешь. За день-два не построишь транспортерные линии. Да, мусор выпадает, пакеты летают, лежат ворохами у забора. Есть засорение территории за пределами полигона. Дорога, ведущая к производственной площадке, изобилует разноцветными пакетами и другим мусором. Но вдоль дороги бригады периодически мусор собирают, пакуют и доставляют на полигон. На следующий день после пресс-тура у меня была возможность завернуть на дорогу: черных мешков по обочинам не было. Собрали.
Генеральный директор Александр Трубин заявил журналистам, что при малейшем подозрении на то, что на объект поступил тлеющий мусор, а такое случается в весенне-осенний период часто, его вывозят на специальную площадку и тушат. На дальней производственной площадке мы видели пожарную машину.
На то, какие объемы захоранивать, а какие сортировать и пускать в переработку, есть регламентирующие документы. Но помимо регламентов есть еще и программы развития производства: мусорные пакеты перерабатываются в пластиковые гранулы, из пластиковых бутылок производят хлопья (ПЭТ-флекс), строительные отходы измельчаются в щебень, запущена линия по переработке древесных отходов и производству евродров, производству RDF-топлива, реализуется программа по переработке органических отходов и производства кормового белка и биогумуса.
Частые гости на данном производстве сотрудники минэкологии Челябинской области. И в эту поездку заместитель министра минэкологии региона Виталий Безруков побывал на полигоне ТБО. Он говорит о том, что на полигоне должно быть максимальное количество площадок для глубокой сортировки.
«В Челябинской области сегодня необходимо создать большой экотехнопарк, который будет перерабатывать вторсырье в готовую продукцию. Например, из стекла, производить стеклотару, из картона – бумагу или салфетки, из пластика – пластиковые трубы или пластиковую плитку и многое другое. Выстроенная система замкнутого цикла позволит заметно снизить объемы мусора, подлежащего захоронению», – отмечает Виталий Игоревич.
При осмотре участка сортировки мы с Александром Трубиным оказываемся рядом и успеваем побеседовать. У меня есть сомнения в длительной деятельности предприятия: навалим горы и нужно будет закрывать, как Челябинскую свалку. А генеральный директор ООО уверен в обратном: появятся у нас в области переработчики – захоранивать будем минимуму. Но пока покупателями вторсырья по большей части являются фирмы из Екатеринбурга. Еще одна проблема – увеличение транспортных затрат при раздельном сборе мусора в городах и районах. Но вновь Александр Павлович демонстрирует оптимизм. Развитие транспорта не стоит на месте, обязательно должны придумать новую технику, где затраты будут снижены.
И само общество не стоит на месте. Снова взялись за стройку. На территории полигона будет построен цех для более глубокой сортировки. Строительная техника уже готовит площадку под строительство.
Опасения общественности о вреде для экологии полигона ТБО, в какой-то степени, законны. Не фиалки выращивают. В мусорные контейнеры мы, жители городов и деревень, сейчас сваливаем все подряд: и очистки от картофеля, и ртутные лампы.
Но насколько больше опасность тех несанкционированных свалок? Вот уж где все совсем бесконтрольно лежит, гниет, стекает, выделяется в воздух, попадает в почву, губит птиц и ежиков.