Осенью 2021 года исполнится 90 лет с момента закладки поселка Солнечного Сосновского района Челябинской области. В ХХ веке жители поселка вынесли на своих плечах самые драматические повороты советской истории.
МАКЕРОВКА
Плохо верится, но еще в начале 20 века на территории поселка стояли леса. Никаких строений не было. Летом 1931 года первопоселенцам пришлось рыть землянки на берегу Миасса, чтобы уцелеть в стужу. Только когда в печурках разгорелись дрова, а поверх землянок надежно легли сугробы, – стало ясно, что люди дотянут до весны. А в 1932 году обитателей землянок на Миассе, как и всю страну, поразил жестокий голод. Спасли собственные крепкие руки и щедрая на отдачу земля.
Одной из первых в новом поселке появилась землянка И.П.Макерова, поэтому улицу землянок сначала окрестили просто Макеровкой. Первый глава поселка одновременно работал директором будущего совхоза. Рабочие и специалисты жили в нечеловеческих условиях, но развивали хозяйство. По замыслу областного руководства, совхоз должен был кормить рабочих ближайшего района Челябинска. Из парников в город пошли ранние витамины – редис, лук, огурцы и помидоры.
В ноябре 1942 года эта производственная база отошла народному комиссариату внутренних дел (НКВД). Начальником лагеря и директором хозяйства назначили Ефима Романовича Гусака. В памяти старожилов он навсегда остался «железным солдатом» – в военной форме и с пистолетом.
Потом совхоз стал подсобным хозяйством ЧМС. В 1963 году у него наконец появилось официальное название. Решением Челябинского облисполкома хозяйство стало совхозом Солнечным, и поселок тоже получил имя Солнечный.
Тяжелый труд первопроходцев не пропал напрасно. Со временем эти люди обеспечили своим детям условия не хуже тех, в которых жили тогда большинство граждан СССР.
БРАТ НА БРАТА
Рассказ об основании Макеровки заставляет вспомнить о трагедии уральских казаков. А также о «сосновской Атлантиде» – процветавшем до революции казачьем поселке Большое Баландино. Здесь все было прочным и красивым – добротные избы из ровных мощных бревен, школа для казачат и самая красивая в округе церковь Михаила Архангела.
В 1918-1919 годах в казачьих семьях брат пошел на брата. Но будто бы мало было гражданской войны! – страны Антанты разожгли мятеж 60-тысячного чехословацкого корпуса. После поражения Белой армии многие баландинские казаки вынуждены были уйти с белыми в Китай.
Но при чем тут трудяга Макеровка?
Дело в том, что для новорожденного поселка Большое Баландино стало настоящим донором. Это ведь на бывших землях баландинской казачьей верхушки был образован в 1931 году новый совхоз. Из Баландино в растущую Макеровку переселились бедные семьи. Пустые пятистенники зажиточных казаков чуть позднее один за другим разобрали, перевезли из Баландино в новый совхоз и установили избы заново.
Домов перевозить пришлось очень много. Работала целая колхозная бригада. Для сравнения — в станице Долгодеревенской в 1931 году насчитывалось всего 12 раскулаченных казачьих семей (в том числе два сына и зять атамана Михаила Казанцева). В Долгой в те годы почти не было пустующих изб. Зато из домов старинного казачьего поселка Баландино новой власти удалось выделить обширный «выселок» – будущий Солнечный. Такие вот повороты судьбы.
БРИГАДИР МАКСИМОВА
Ответственным за перевозку опустевших изб был уроженец Баландино и один из основателей Солнечного Мирон Тимофеевич Максимов. В апреле 1936 года он перевез в новый совхоз и своих подросших дочерей. Его дочь Прасковья Мироновна стала героиней большого очерка, опубликованного в «Сосновской ниве» в апреле 2000 года.
Прасковья Максимова-Браилко всю жизнь трудилась на парниках. Во время войны ее бригада была одной из лучших в районе. Авторы очерка краевед Лидия Ивановна Кутявина и студентка Надежда Яброва приводят фото машинописного приказа по совхозу от 16 сентября 1944 года. Там говорится, что на уборке картофеля «бригада №7 (бригадир Максимова) выполнила 11,8 тонны при норме 5,4 тонны». За хорошую работу овощеводов наградили «отпуском овощей в расчете на одного человека: помидор созревших – 2 штуки, турнепс 0,5 кг, и по две головки лука». Неужели такая награда возможна? Но это было, было.
В 70-е поселок стал привлекательным и красивым. Появились больница, быткомбинат, магазины, профилакторий, благоустроенные дома и коттеджи на два хозяина.
Поселок Солнечный всегда был многонациональным. В той же бригаде Прасковьи Максимовой всегда дружно трудились русские, башкиры, татары, украинцы. Они сделали для Победы все возможное.
Впрочем, так было во всех сосновских поселках. Но в Солнечном рядом с местными с военных времен жили и работали также десятки немецких семей.
Во многом благодаря немецким фамильным чертам – основательности и аккуратности – Солнечный всегда оставался благоустроенным и ухоженным. Красивые усадьбы, побеленные свежей известью стволы старых деревьев, и всюду порядок.
«СНИМИТЕ ЗВЕЗДОЧКИ С ПИЛОТОК»
История переселения первых поселковых немцев не забыта. Это трагедия – как и вся история войны.
– На строительство ЧМЗ привезли много трудармейцев из поволжских немцев, но из-за холода и плохого питания многие работать уже не могли, –писали наши авторы Лидия Кутявина и Надежда Яброва. – Тогда было решено на базе Б.Баландинского совхоза создать подсобное хозяйство ЧМС (будущий Солнечный). В него стали привозить с 1942 года самых слабых рабочих, чтобы они, немного поправившись, работали на нужды строящегося завода. Их привозили на перевалку станции Баландино, а потом перевозили на быках через Миасс по мосту.
О том, как именно попадали немецкие трудармейцы на строительство Челябинского завода, подробно рассказал Бернгардт Готлибович Курле в книге «А прошлое кажется сном» (опубликована в «Сосновской ниве» в сентябре 2020 года). В начале вой-ны молодой военный был без пяти минут офицером Красной армии, гордостью полковой школы. Но за 15 минут парень стал трудармейцем. Вот как это было:
«В штабе полка нам сказали:
– Вы знаете, с кем война идет. Пришел приказ служащих немецкой национальности демобилизовать. Будете на трудовом фронте ковать победу. Снимите звездочки с пилоток и положите сюда».
Солдаты поступили в подчинение внутренней службы НКВД. Зимой 1942 года Бернгардт Курле с эшелоном советских немцев прибыл на строительстве ЧМЗ.
НЕ ВЫЧЕРКНЕШЬ ИЗ ПАМЯТИ
Трудно даже перечислить замечательных людей из поселка Солнечного, которые за 90 лет многое сделали для района, для своих детей и внуков. О них не раз рассказывала наша газета (до 1993 года – «Заветы Ленина»).
В семидесятые годы и позднее у газеты сложился крепкий селькоровский актив в Солнечном. Журналисты сельхозотдела ехали к лучшим растениеводам с подачи фронтовика, главного агронома хозяйства Александра Ивановича Быкова. На темы культуры и быта интересно и много писал Андрей Андреевич Райхель. Позднее с циклами краеведческих материалов (уже в «Сосновской ниве») выступала учитель истории Лидия Ивановна Кутявина.
Директор хозяйства Николай Федорович Шапранов, зная, что в редакции временно нет машины, не раз направлял на главные участки страды свою «Волгу» с нашим фотокорреспондентом. Кстати, в те годы репортеры стран соцлагеря затеяли совместный проект – Международную лотерею солидарности журналистов. Так вот, распространители билетов самую активную поддержку получили именно от Николая Федоровича. Ему нравились сама идея лотереи и оригинальные запоминающиеся выигрыши.
Участник войны (артиллерист до 1946 года) Николай Шапранов возглавил Солнечный совхоз в 1963 году и работал бессменным руководителем хозяйства до 1989 года. Был награжден орденами Трудового Красного знамени и «Знак Почета», а в 1986 году – орденом Ленина. Получил звание Почетный гражданин Сосновского района.
Каждый из живших и живущих на этой земле мужественных людей крепко-накрепко, на уровне подсознания привязан к своему поселку. Было время, когда многие из советских немцев стали переезжать на постоянное место жительства в Германию. Когда уезжал Андрей Андреевич Райхель, он взял с собой все аккуратно подшитые газетные вырезки из «Заветов Ленина». Это были его рассказы о земляках и интересных событиях в поселке. Пожилой селькор даже приезжал за недостающими текстами в нашу редакцию. В то время Райхель был невысоким седым человеком, с которым интересно было разговаривать – эрудированный, с чувством юмора. Кажется, он поселился потом в Гамбурге. Наверное, заметки стали ему лекарством от ностальгии.
Новые молодые поколения заселяют эту землю в 21 веке. С поправкой на время они наследуют упорство и таланты основателей Солнечного. Людям нравится здесь жить.
Может быть, секрет в том, что все эти годы поселок Солнечный оправдывает свое название. Расположенный на приподнятой равнине всего в пяти километрах от Челябинска, он хорошо освещен солнцем. Рядом течет река Миасс, недалеко железнодорожная линия Челябинск-Каменск-Уральский. С улиц Солнечного видны белые пассажирские самолеты аэропорта Курчатов. Видна перспектива.