Накануне Дня медицинского работника корреспондент СН встретилась с главным врачом районной больницы села Долгодеревенского Сосновского района Челябинской области Владимиром Самохваловым и задала ему вопросы от читателей «Сосновской нивы».
Касается каждого
– Владимир Сергеевич, расскажите, как идет вакцинация от ковида? Мы его победили?
– В Сосновском районе от коронавируса привито 6500 человек. Люди продолжают болеть. Мы имеем небольшой подъем. В качестве ковидных госпиталей еще работает достаточно много учреждений.
В Сосновском районе «скорые» стали чаще возить пациентов на КТ-фильтр и на госпитализацию в больницу. Например, 10 июня было 10 поездок на КТ. Из них в 8 случаях людей госпитализировали. Ситуация близкая к пику подъема заболеваемости.
Вакцина – это то, что помогает победить заболевания. Вакцинация всегда была одним из самых главных направлений в медицине. В советское время даже мультики были, которые агитировали за вакцинацию. Вакцинация – это единственное, что может предотвратить болезнь, и эффективно это делает. Наша прививка уже одобрена в 60 странах мира.
Когда я слышу о том, что прививаться вредно… Один курс антибиотиков вреднее в разы! Лечение ковида – это настолько тяжелое лечение! Повторные заболевания пошли, люди повторно болеют тяжело. Я не понимаю, откуда появилось такое спокойствие и уверенность, что «я не заболею». Забыли, как невозможно было вызвать «скорую», как не было мест в больницах?
Медработники вакцинируются в первую очередь. Все мои замы сделали прививки, как только начала поступать вакцина. Я вакцинировался сразу, как только увидел снижение уровня антител.
Если человек переболел ковидом легко – ему тоже показана вакцинация.
Раньше мы говорили о противопоказаниях при сопутствующих заболеваниях: сахарный диабет, гипертония, онкология в стадии ремиссии. Так вот, таким пациентам в первую очередь надо вакцинироваться. Потому что именно они в первую очередь являются группой риска, они могут погибнуть от этой инфекции.
Мне приятно, что образованные люди, социально ответственные – они вакцинировались в первую очередь.
– Мы много рассказывали о реакциях пациентов на вакцину «Спутник V». В районной больнице сейчас прививают и Эпиваккороной и КовиВаком. Как переносятся эти вакцины?
– Все вакцины переносятся достаточно комфортно. Если говорить о новой вакцине – заметили, что при вакцинации «КовиВак» бывает головная боль. Из 6500 вакцинированных 6000 вакцинированы «Спутником V». И у нас есть личный большой опыт, как она переносится. У старшего поколения прививка переносится практически незаметно. Чем моложе, тем реакция более яркая – иммунитет более активный.
О чем спросили пациенты
– Не работает рентген. Где можно сделать рентген бесплатно, если у нас сломан?
– Рентген сломался в третий раз. У нас стоит уникальный замечательный аппарат. Первые две поломки очень быстро устранили. В этот раз сломался монитор, на котором смотрят снимки. Конечно, пытаемся быстрее его восстановить. Пока мы по-старому работаем на пленке и всю экстренную помощь оказываем.
– У нас на приеме работает один хирург. К нему огромная очередь – с талонами, без талонов попасть трудно.
– Недавно к нам пришел хирург, замечательный специалист, с большим опытом. Он месяц работал на приеме, потом перешел в стационар. Сейчас в стационаре три хирурга, и один из них помогает в поликлинике. Поэтому та колоссальная острота, которую принес ковид, частично снята. Кроме того, три раза в неделю ведет прием травматолог.
– В связи с этой остротой в очереди к хирургу то и дело возникает спор – пациенты идут по талонам или в порядке живой очереди?
– В идеале все пациенты идут по записи. Это правильно, это позволяет увеличить количество медпомощи. То, что пациенты приходят по времени – это колоссальное достижение. Сейчас большая часть населения записывается и идет по талонам. Но у нас есть категория граждан, которых никак не приучить приходить по времени. Поэтому, к сожалению, возникает такая ситуация, когда есть люди, записавшиеся планово и есть люди, которые просто пришли. Ведь надо понимать, что это единственное медучреждение на наш очень большой район, и из поселений люди могут приехать наобум и они тоже должны получить помощь. Единственный выход – это рваное расписание, мы делаем для них промежутки между приемами.
– «Почему закрывают детское отделение?» – спрашивает Александра Печенкина.
– А его не закрывают. Есть такой момент – детское отделение стационара зачастую пустует. Вот мы закрыли роддом, он просто пустой стоял весь год, все рожали в городе. На свободных площадях разместили женскую консультацию, где работают три врача, УЗИ туда поставили для женщин, диагностическое отделение, колоноскопию стали делать, другие обследования. Для всех стало лучше.
Детское отделение было заполнено в пиковые сезоны. Полгода мы были под ковидом, потом открылись, сейчас там бывает по 1-2 ребенка. Если по-прежнему там будет по одному-два пациента – проще их госпитализировать в городскую больницу.
– Почему сложилась такая ситуация? Ведь дети меньше болеть не стали.
– Эффективнее лечатся на участках. Эффективные медикаменты: противовирусные, антибактериальные, муколитические. Если мы с вами раньше с приступом бронхиальной астмы или ларингита мы не могли справиться дома, то сейчас практически в любой семье есть небулайзер. Дети ингалируются и выздоравливают, никто ведь не хочет ехать в больницу. Управляемость хроническими заболеваниями стала намного выше. Отдельные инфекции – например, кишечные, – лечатся в других больницах. Поэтому вот эта проблема, когда раньше все койки были заняты, а сейчас пустуют – она есть.
– Вопрос от Яны Кох: Почему закрыли кабинет ЛФК?
– Кабинет ЛФК был закрыт по приказу в связи с ковидом. Поскольку ситуация с ковидом была военная, все сотрудники были перераспределены, брошены на то, что сохраняет людям жизнь. На данный момент приказ уже отменен, но ковид продолжается, идет вакцинация. И специалисты, которые были переведены в штаб, совмещают работу там. Физиокабинет работает в усеченном режиме, он не закрыт. Это если говорить о Долгой. Кабинет в Полетаево как работал, так и работает.
В физиокабинете есть массаж, его получают пациенты стационара, поликлиники, как платная услуга это тоже работает.
– Денис Фасахиев: «В данный момент кабинет невролога, где принимают взрослых, находится рядом с кабинетами, где принимают здоровых детей, есть ли возможность перенести место приема невролога?».
– Для этого потребуются новые площади и средства. Надо договориться между собой авторам вопросов про закрытие детского отделения и о переносе кабинета невролога. На самом деле районная больница – учреждение первого уровня, подразумевает смешанные приемы. Концепция сельского здравоохранения отчасти на этих позициях находится. Нам очень тесно. Наличие записи через интернет – это то, что нас спасает.
– Римма Пашко: «Почему в Ключевке не делают прививки детям. Раньше делали. Что изменилось?»
– А там не делают прививки детям? В любом случае Ключевка – маленький населенный пункт, деревня расположена вблизи крупных подразделений. Вполне можно добраться до Долгой и сделать прививки. Одним из достижений могу назвать то, что мы наладили комиссионные осмотры и детей до года, и детей старшего возраста. Выездные бригады для осмотра детей ездят по 1-2 раза в неделю туда, где нет узких специалистов. То же самое с вакцинацией – прививки делают в детских садах и школах. Какую прививку кому не поставили – думаю, в этом вопросе надо индивидуально разбираться.
Что касается Ключевки – в деревне появился новый ФАП, к сожалению, до него сейчас нет хорошей дороги. Если раньше ФАП был старый, непригодный для работы, но расположен у дороги в центре, то здесь он подальше и к нему нет нормальной дороги.
– «Предлагаю рассмотреть вопрос о закупке вакцин (импортных) для детей, пусть это будет платно, введите это в ваш прайс платных услуг, иногда проблематично доставлять самим вакцину в больницу», – пишет Юлия Карепанова.
– Грамотный и разумный вопрос. Это сложно все организовать, надо вести отдельную работу. Все-таки наша задача – оказание первичной медико-санитарной помощи всему населению. Поэтому мы тут немножко не успеваем. Будем стараться и это сделать. Это не будет иметь большую востребованность, мы на этом не заработаем. Но по-хорошему – это должно быть. Если мама хочет, чтобы ее ребенок был вакцинирован, да еще и есть предпочтения по вакцинам – спасибо, что есть такие хорошие мамы.
– «Почему, чтобы продлить больничный, надо сначала попасть к доктору, он продлевает. А потом надо дождаться приема в другом кабинете и просить продлить там. Столько времени тратится, и это в наш век высоких технологий. Можно упростить процедуру?», – пишет Ирина Казакова.
– В наш век высоких технологий – а здесь мы ориентируемся на передовой мировой опыт – больничных вообще нет.
– Мы сейчас говорим про Европу?
– Да. Там есть время – 15-20 дней в году – которые человек может отдыхать или болеть. То, что у нас социальная направленность государства – это хорошо, но это не должно быть легко и просто. А какой тогда будет за этим контроль? Больничный выдается и так легко и просто. Вопрос длительного больничного решается на комиссии. Это же финансовая нагрузка на работодателя. Наоборот, правоохранительные органы очень жестко это контролируют, и это правильно.
Другое дело, что врачебная комиссия работает в Долгодеревенском, а Сосновский район очень протяженный. И тут не очень правильно, если пациент, например, из Саргазов, приезжает на продление больничного в Долгую. Но этот вопрос практически решен. Врач готовит выписку и карточку пациента направляет сюда, на рассмотрение комиссии.
– Вопрос от Анны М.: «Четвертый месяц не могу пройти маммографию».
– Наверное, это самый больной вопрос, который вы задали. В связи с ковидом, с тем, что наш стационар работал как госпиталь и финансовые потоки были перераспределены, у нас случилась задержка в закупке маммографической пленки. Дважды был сбой, сейчас у нас пленка на закупе, надеемся, что скоро возобновим работу аппарата.
– Катерина Карелина: «Два месяца не могу попасть к стоматологу. Утром не могу дозвониться. После обеда талонов нет».
– Это надо индивидуально решать. К какому стоматологу – в Долгодеревенском, в Красном поле, в Кременкуле, в Полетаево?
– Вопрос по поводу сдачи анализа крови на сахар. Сейчас принимают из вены, а многим, кто наблюдается, у кого повышен сахар, сдавать надо два раза, то есть натощак и после еды. А в кабинете вечно очередь. И два раза колоть вену ну как-то не очень удобно пациенту пожилому. Нельзя ли пожилым сдавать кровь на сахар из пальца?
– Нельзя. Есть методика, есть аппаратура, есть отработанная схема. Современный стандарт качественных анализов – это венозная кровь. И мы так работаем.
– Степан С.: «Когда повысят выплату за сдачу крови для доноров? Почему в Москве и Санкт-Петербурге эта сумма составляет от 3000 до 5000 рублей, а у нас на Урале не превышает 700 рублей. У москвичей кровь лучше, чем у челябинцев?».
– Во-первых, это совершенно другая служба, это служба федеральная. Вопрос не ко мне. Во-вторых, аренда квартиры в Москве стоит около 100 тысяч в месяц. Там все дороже, все продукты дороже. Платят им больше, но они тут же все это отдают.
– Вопрос от Светланы Варламовой: «Будет ли Мирненская амбулатория работать в обычном режиме? У нас на данный момент проблемы с педиатром и остальными медработниками».
– Я объединю этот вопрос с Томинской и Есаульской амбулаториями. Война с ковидом привела и к нашим потерям. В больнице ушли на заслуженный отдых работники и продолжают уходить. Они могли бы уйти раньше, но работали. Это колоссальная проблема, не секрет, что очень многое в здравоохранении держится на ветеранах. А ковид послужил катализатором – добавил напряженности, усталости. К сожалению, это коснулось и Мирненской амбулатории, и Томинского, и Есаульского. Из Мирненской амбулатории ушел врач, отработавший пять лет. Огромное ей спасибо, что она пять лет работала там. Остался один пенсионер, которому тоже тяжело. У нее есть такое право, и мы не вправе ее осуждать. То же самое с Томинским и с Есаульским.
Сейчас пришел врач-терапевт в Кременкуль, и тот дефицит, который был там в терапевтическом звене,он устраняется. Сейчас завершают учебу и ординаторы, и шестикурсники. Мы традиционно реализует программу «Земский доктор», к нам приходят ежегодно медработники. Поэтому я думаю, что мы решим этот кадровый вопрос. В Томинский выезжает педиатр из Полетаево. Думаем, что раза два в неделю будем туда направлять терапевта.
Еще три года назад был один невролог. Сейчас невролог во взрослой поликлинике, невролог в детской поликлинике, мы делаем электроэнцефалографию. У нас врач описывает его и еще один невролог приходит. Наша больница как раз может похвастаться тем, что обеспеченность кадрами очень хорошая.
Когда я выступал перед студентами 6 курса и приглашал их работать у нас – я был один из 40 главных врачей. И слыша, как в других районах говорят о 30-40% обеспеченности, мне неловко было выступать – у нас обеспеченность почти 70%. В Долгодеревенском все терапевты на месте, два кардиолога, два эндокринолога, два лор-врача, два окулиста. Уверен, что вопрос с кадрами решится.
Коллеги достойны восхищения
– Владимир Сергеевич, подведите итог перед профессиональным праздником, расскажите о коллегах.
– 2020 год изменил все здравоохранение, заставил всех перестроиться, поменять всю работу. Потребовал от людей самоотверженности, ответственности, героизма. Те, кто сбежал и сдался, их были единицы. Никто их не осуждает, это их право. Честно говоря, иногда было такое ощущение, что это все происходит во сне, не с тобой. Мы стационар за три дня перепрофилировали в инфекционный ковидный госпиталь. Перед открытием мы собрались в коридоре детского отделения – это была «зеленая зона» – все передо мной выстроились, в последний раз мы проговаривали, как работаем, что делаем, где переодеваемся, кто за что отвечает, куда передаем истории, как делаются анализы, как обрабатывается одежда, куда она потом выносится.
Когда мы все это делали, меня переполняло – и сейчас переполняет – восхищение нашими людьми. А когда в подразделениях сотрудники болели ковидом и оставались по одному врачу, которые по 8 часов вели прием и потом еще самых тяжелых смотрели. Когда «скорые» в этих костюмах на жаре по нескольку часов на ковидных пунктах стояли. Могу сказать, что я просто влюбился в своих сотрудников. Все проявили лучшие качества. Колоссальная благодарность всем.
Много было потом награждений и поощрений, за которые спасибо и нашему руководству и руководству области. Тяжелая ситуация с ковидом позволила проявить лучшие качества сотрудников. И этим невозможно не восхищаться и не благодарить.
Больница перешла на мирные рельсы. Появляются новые специалисты, будет новая техника, новые методики. В целом медицинская помощь у нас на достойном уровне.