80 лет назад репродукторы протрубили беду – на нашу страну напали фашисты. Молодежь и подростки военной поры приказы не обсуждали. Как Челябинская область и Сосновский район помогли сорвать планы молниеносной войны.
МОЛОДЫЕ
26 июня 1941 года в Есаульской МТС прошло партийное собрание. Повестка: переход предприятия на военное положение. Предусмотрены особенности военного быта. Было учтено, что часть работников будет мобилизована в Красную Армию и что нужно усилить охрану мастерских и складов, разработать новый распорядок дня.
К началу войны машинно-тракторная станция считалась самым современным предприятием Сосновского района. МТС обслуживала 18 ближних и дальних колхозов, владела большим парком новой техники. За семь лет здесь было подготовлено чуть меньше 1000 трактористов и комбайнеров. При политотделе МТС до середины 30-х годов работала собственная типография.
Старых кадров там почти не было. Парторгом однажды выбрали 22-летнего парня по имени Ким! Директором МТС в 1939 году был назначен молодой механик Семен Бердюгин. Его предшественник Николай Сухов строил квартиры для рабочих и производственные помещения, открыл образцовую столовую, установил для каждой тракторной бригады по два вагончика (для отдыха) в полях. Неудивительно, что деятельный и энергичный Сухов вскоре был назначен начальником одного из отделов Челябинского облисполкома. А его правая рука Семен Бердюгин (он стал старшим механиком в 30 лет) занял место Николая Михайловича.
За механизацию первых колхозов, за безотказную работу тракторов и комбайнов незадолго до войны машинно-тракторная станция была награждена орденом «Знак Почета», а Семен Бердюгин – орденом Трудового Красного Знамени.
КОЛОННА
Летом 1941 года колонна тракторов из МТС была передана наркомату обороны. Вместе с машинами на фронт уходили трактористы. В тот день в Есаулке было как никогда многолюдно. Из ближних колхозов по дороге через Долгую, Ключевку и Ужевку в МТС вереницей тянулись люди.
Тракториста из Шигаево Василия Бердюгина (однофамилец директора МТС) пришли провожать жена и четыре дочки – дошкольницы. Сестрам Бердюгиным запомнилось, что офицер Красной Армии, принявший колонну, почему-то заменил тракториста одной из машин. Он посадил за руль Василия. Улыбаясь, девочки махали платочками отцу из толпы. Мама плакала. Василий их не видел, он смотрел прямо перед собой.
С фронта пришло всего одно письмо. Отец погиб при обороне Ленинграда 17 декабря 1942 года. Мать и подросшие старшие девочки работали в Шигаево всю войну. Когда дочери выросли, они по архивам восстановили воинский путь Василия. Дочери нашли место его гибели и поклонились праху отца. Рядовой Василий Александрович Бердюгин был захоронен в братской могиле в городе Старая Русса Новгородской области.
НЕРУШИМОЙ СТЕНОЙ, ОБОРОНОЙ СТАЛЬНОЙ
Июль сорок первого. После сводок Совинформбюро люди с каменными лицами расходятся от репродукторов. На западе страны идут кровопролитные бои. Враг рвется к Москве. Подавив Европу, фашисты наступают на СССР с новыми ресурсами.
Танки идут в бой. Музей в Белгородской области
Что же все-таки взрывает схему «блицкрига»? – Ненависть к захватчику и вера наших людей в победу. На востоке страны за какие-то месяцы вновь поднимаются эвакуированные заводы – и к линии фронта идут танки, снаряды, хлеб и обмундирование. Только в Челябинской области начинают производить продукцию около 200 заводов, спасенных от фашистов. К октябрю ЧТЗ переименовывают в Кировский завод Наркомтанкопрома. Танкоград объединил Харьковский моторный, Ленинградский Кировский и Московский заводы («Динамо»).
В глубоком тылу жизнь резко меняется. На станции Полетаево вводятся военные меры безопасности. На севере от Челябинска усиливается воинская часть, которая защищает воздушное пространство над заводами. Вблизи Баландино, на стрелке Зюзелги и Миасса, готовят лагерь с полосой препятствий для обучения танкистов.
Ребятишки 1926-28 годов рождения становятся трактористами, прицепщиками, грузчиками, возчиками. Поздней осенью 1941 года на курсах в МТС девушек начинают обучать на механизаторов. Позднее, к новому севу секретарь райкома комсомола Полина Пушко объединит их в тракторные бригады. Самые первые бригады начнут полевые работы в Ужевке (тогда говорили – Ужовка) и в Шигаево.
К осени в МТС страны прошли обучение тысячи женщин-механизаторов
ДЕВЧОНКИ
Новые трактора отданы фронту. Потрепанная техника требует опытных рук. Когда девушкам первый раз пригонят машины, в Ужевке одна из новеньких сильно повредит правую кисть, пытаясь сладить со старым трактором.
Эти девочки работали в поле порой по 22 часа. Вот их имена – Фая Заварухина, А.Кудрина, Надя Красильникова, В. Бухарина. Пережив войну, они стали потом родоначальницами известных в районе семей. Бригадиром и наставником в начале войны у женской бригады работал один из первых сосновских трактористов М.А. Поспелов.
…
– Ну что, застряли? Ничего, не боги горшки обжигают. Сейчас все исправим. Смотрите, показываю…
Эти спокойные слова бригадира артели «Заря» Михаила Федоровича Смолина на всю жизнь запомнят 13-летние механизаторы Паня Юхимцова и Аня Кадникова. Таких маленьких школьниц посылали в поле – а кого еще? Ноша не по девичьим плечам, порой на мужскую работу просто не хватало сил. Но вынесли, справились, победили.
А ВЫ ЧТО СДЕЛАЛИ?
…Парни постарше не могли унять ярость – врагов надо уничтожить! Они рвались в бой, приписывали себе лишний год. Так было в семье Кузнецовых из Долгой. Чтобы взяли на фронт, семнадцатилетний Степан уверил всех в военкомате, что ему восемнадцать. Он стал механиком по вооружению самолетов и авиационным стрелком. Придя с войны, братья Валентин и Степан Кузнецовы многие десятилетия трудились учителями в райцентре.
О тружениках тыла Долгодеревенский совет ветеранов нынче рассказал на стендах
В первые месяцы войны ушел на фронт механиком-лейтенантом директор Есаульской МТС Семен Бердюгин. Он не мог уехать просто как частное лицо. На родной земле оставались верящие в него люди из МТС и колхозов. Работают по 20 часов в день, ждут от своих бойцов весточки. Тревожатся, порой не едят досыта. И разве не от таких, как они, во многом зависит перелом в ходе войны?
– Моя просьба к вам: давайте все, что требует фронт, – обратился Семен Степанович к землякам. – Каждый день спрашивайте себя, что вы сделали для победы над врагом? Самоотверженно, не жалея ни сил, ни времени, боритесь за высокий военный урожай на колхозных полях! Не упускайте областного первенства, которое МТС держала раньше из года в год.
Газета «Заветы Ленина» опубликовала письмо Семена Бердюгина 19 июля 1942 года. Но из многих источников известно, что директор ушел на войну в 1941-м. Как позднее рассказала председатель Долгодеревенского сельсовета Фаина Ивановна Черняева (Кузнецова), поездки механика-лейтенанта в Челябинск объяснялись поставками танков на линию фронта.
ВСТРЕЧА
Несколько месяцев после школы Фая работала секретарем в Есаульской МТС. Это было как раз перед войной. А с началом боев комсомолке были поручены ОСОАВИАХИМ и другие оборонные общества. Фаина и другие активисты готовили в Долгой санинструкторов, снайперов и даже радисток. Каждый вечер занимались с подростками. Это уже казалось делом привычным. И тут вдруг такая встреча – директор Бердюгин в Долгой! Вспоминая, Фаина Ивановна растрогалась до слез:
– Семен Степанович приехал на ЧТЗ с фронта получать танки. Он возвращался в город из Есаулки и ненадолго заглянул в военкомат. «Смотри-ка! Тут старые знакомые!..» Схватил меня как кукленка в охапку, потащил, подбросил… Все хохочут, а я не знаю, что делать. Так ничего путного и не сказала человеку на прощанье.
С войны механик Бердюгин не вернулся. Он погиб в бою за освобождение Будапешта в 1944 году. Семену Степановичу было всего 37 лет. В поселке Есаульском бережно сохраняют память о директоре-воине. Его именем названа улица. Десятки сосновских спортсменов каждый год сражаются за спортивные награды, участвуя в шахматном турнире на Кубок Бердюгина.
Мелькомбинат в Челябинске в 1945 году стал называться «Победа»
«ЗДЕСЬ ГВОЗДИ. ОТВЕЧАЕШЬ ГОЛОВОЙ»
Осень сорок первого года. Деревенские женщины еще не рыдают после похоронок из-под Сталинграда и с Орловско-Курской дуги. Эти скорбные дни пока не видны в вязком тумане будущего. И первых победных салютов придется ждать долго – три тяжелейшие года. Фронту отдается все! Днем из колхозов увозят продукцию, а вечерами в семьях собирают посылки бойцам – варежки, кисеты, носки, валенки, махорку.
Подписка на госзаймы, строительство танков, самолетов и подлодок на деньги колхозников, – это все тоже еще впереди.
Посылки на фронт
Пока во многих семьях 12-14-летние дети бросают учебу в школе. Первого сентября в седьмых классах поселков и деревень необычно пусто. Отцы на фронте. Дома нечего есть. У младших сестер нет обуви, чтобы ходить в школу. Пора подставить плечо своей стране и своей семье. Надо работать.
Вчерашнюю отличницу Матрешу назначают заведующей складом на мелькомбинате. Тревога за ценности заставляет девочку первой приходить на работу, а перед уходом трижды проверять решетки и замки. Потом приказали опечатывать склады – стала опечатывать.
На складе стоят несколько прочно упакованных стандартных ящиков. О них заместитель директора предупредил девочку особенно строго:
– А здесь стальные гвозди. Смотри, отвечаешь головой!
В день, когда было объявлено о капитуляции Германии, рабочие решили, что отныне их предприятие будет называться мельница «Победа». После войны Матреша вышла замуж за вернувшегося с фронта бойца, у них родилось трое детей. Рассказывая о военных годах, Матрена Федоровна Хрипушина порой с улыбкой вспоминала, как не спала ночами, боясь за свой склад:
– Какие гвозди?.. В тех ящиках хранились снаряды. Это было военной тайной. Меня просто пугать не хотели…
МАЛЬЧИШКИ
В четырнадцать лет крепкому парнишке Аркадию Русакову доверили битый старый колесник. Тракторист убирал урожай, подвозил грузы, работал на взмете зяби. Опытных механизаторов в колхозе почти не осталось, поэтому он освоили комбайн, и гусеничный трактор. Работать на ветру и под дождем стало привычно. Быстро научился устранять прямо в поле мелкие поломки.
Самым сложным для Аркадия оказалось работать на капитальном ремонте в машинно-тракторной станции. Начинающих механизаторов надолго привозили в Есаулку, и они в цехе восстанавливали узлы тракторов, комбайнов и автомашин. Жили на квартирах. К вечеру мальчишки умирали с голода. Организм растет, два раза подряд не поешь – уже совсем сил нет.
И вот, рассчитав личное время, парень пешком добирался от Есаулки до Урефтов к матери. Попутка или груженая подвода попадались редко. Он срезАл путь лесами, заболоченной пустошью. Мать Катерина Петровна всплеснет руками – и быстро ставит на стол молоко и картошку. После ужина Аркадий валился как подкошенный, а она варила кашу, творог и картошку на утро, собирала сыну котомку. Раным-рано ремонтник добирался до цеха, и работа продолжалась.
К весне десятки восстановленных тракторов МТС вышли на пахоту, сев и боронование. Но в самых бедных колхозах весной 1942-го пахали на быках.
«ВЫ ДУМАЛИ, НА УРАЛЕ БУДУТ БОМБИТЬ?»
Этот вопрос я задала много лет назад долгодеревенской комсомолке военной поры Ане Белеховой (Кузнецовой). Она рассказала тогда, что им с подругами дали задание обойти всю Первомайку (улица Старая) и проработать основы гражданской обороны с жителями частного сектора. Это должен знать каждый – что делать по сигналу «воздушная тревога», в чем лучше запасать питьевую воду и как сохранять продукты. Куда сообщать о подозрительных незнакомцах и предметах.
То есть, с одной стороны, эти ребята свято верили, что их родная страна обязательно победит врага. А с другой стороны, получалось странная картина. Они выполняли инструкцию по защите населения от бомбежек в глубоком тылу. За тысячи километров от линии фронта?!..
Только недавно были рассекречены данные, что комсомольцы выполняли это задание не зря. Всегда существовала опасность, что фашисты устроят диверсии на уральских оборонных заводах и электростанциях. И даже попытаются уничтожить весь наш опорный край.
Одна из газет Свердловской области 18 декабря 2020 года рассказала о срыве такого хорошо продуманного плана. Противник пытался осуществить его в 1943 году.
Из Риги на восток вылетел трехмоторный бомбардировщик «юнкерс-52». Он дозаправился под Псковом, пролетел над многими тыловыми городами и выбросил парашютистов на Урале. Белоэмигрантов готовили пять месяцев. У них были рации, три пулемета, карабины, пистолеты, взрывпакеты, пластичная взрывчатка, детонаторы, бикфордов шнур. Группу снабдили продуктами длительного хранения и большой суммой советских денег.
Поплутав в лесах и так и не выйдя к заводам, парашютисты оказались отрезаны от дорог болотами. Потом болота подсохли. Можно было действовать. Один из диверсантов после тщательной подготовки попытался выйти в деревню за продуктами. Он вполне мог сойти за местного. Но простые колхозники из деревни Увалы тут же подняли на ноги участкового и военкомат. Группа была захвачена, снаряжение доставлено чекистам.
…
Молодежь и подростки военных лет приказы не обсуждали! Вот и бывшая долгодеревенская комсомолка Аня Белехова на тот вопрос о бомбежках спокойно ответила:
– Погоди, ты меня не путай. Сказано проработать с жителями основы ПВО – значит, надо выполнить. Что тут раздумывать?