Свежие огурчики, садовая земляника, цветы для радости. Деревенские жители в Сосновском районе Челябинской области предлагают продукты питания из своих садов и огородов.
Зарисовки с натуры
Министерство сельского хозяйства Челябинской области разными способами стремится поддержать развитие ЛПХ и фермерства на территории региона. Предлагаются гранты на агростартап, принимается законодательная база для сельскохозяйственного туризма. Россельхознадзор взялся за недобросовестных пользователей сельскохозяйственных угодий. В сельской глубинке, где проблема с работой все-таки остается, власти Челябинской области всячески стимулируют самозанятость населения. Производство продуктов питания, овощей, ягод, фруктов способствует сезонному сдерживанию роста цен на данные товары в городе.
В поселке Мирном Мирненского сельского поселения в один из летних погожих дней я знакомлюсь с жительницами поселка, выставившими на местном рынке свою продукцию на продажу.
В Мирном и рынок-то рынком не назовешь. Всего два навеса с прилавками, изготовленными некоторое время назад на предприятии Артема Зайцева. Но именно здесь идет сельская торговля, обмен деревенскими новостями и структурируется оценка запроса и предложений.
– Весной продавали рассаду огородных растений. Не у всех нынче и всходы хорошие были, поэтому помидоры, капуста, сладкий перец были людям нужны. У кого в теплицах первая зелень раньше пошла, тоже хорошо покупали. Как у нас говорят, в охотку брали, – рассказывает о сельской торговле Татьяна Малых. – Картофель едовой у Анатолия Ивановича Арефьева замечательный был. Хорошо сохраненный. Анатолий Иванович у нас в деревне спец по картошке. Вера Падалкова молоко, сметану, творог продает. Сметана или творог у Веры не чета магазинным.
И постепенно в нашу беседу втягиваются все немногочисленные обитатели мини-рынка, у кого на прилавках сейчас разложена первая зелень. Я узнаю, что с большим удовольствием излишки со своего огорода на мини-рынке продают Зоя Сорокина, Виталий Зубков, Клавдия Барская, Ирина Поздеева, Нина Склянникова. А еще один раз в неделю в Мирный заезжает чета из Медиака. У них своя пасека, и мед всегда добрый.
Веселый и слегка хмельной водитель маршрутки в отпуске говорит:
– Нашим бабушкам просто нравится торговать. Поговорить, новости узнать. Не с голоду же они умирают, чтобы тут укроп продавать.
Разговор сразу сворачивает на цены в магазине, на цены в единственной в Мирном коммерческой аптеке, на квитках за свет и тепло, воду и мусор.
– Иногда, чтобы лекарство подешевле купить, садимся в маршрутку и едем в Челябинск. В Челябинске в аптеках цены на лекарства ниже.
Я признаюсь, что рыночек в Мирном – удивительное место, где можно при желании узнать кто родился, кто женился, кто, что унес, составить политический и экономический прогноз поселка, услышать рейтинговую оценку для всех общественных заведений поселения, изучить политические взгляды селян в целом и получить исчерпывающую информацию о работе местного самоуправления. Например, за тридцать лет новых экономических отношений люди видят одно: цены только повышаются. А как хочется вспомнить эпоху, когда «было надо, и цены снижали, и куда надо текли каналы, и куда надо впадали». От укропа и рассады мужики переключаются на общее положение дел в селе. Сходятся во мнении, что есть подвижки и оживление, но… Вспоминают, что для своих-то под новые дома и огородные участки отвели канавы да буераки, а приезжим хорошая земля под застройку досталась. Но скоро выборы. От выборов чего-то ждут, но на данном этапе еще не сформировали притязаний. Но, по большому счету, претензии есть. Например, дорогу до деревни Медиак, которая раньше была в асфальте, потом асфальт угробили самосвалы, а восстанавливать так никто и не взялся. И тут же для главы поселения Александра Новокрещенова объявляется всеобщая амнистия. Мне советуют обязательно вглядеться, как за полтора года изменился облик Мирного в центре.
Если бы я раньше видел, как тут было, я бы обязательно без объяснений и сам понял, какая разница. Бабушки успевают вставить свое слово о том, что вот для них какую благодать сделали. Раньше-то они на ящиках да кирпичиках свои богатства раскладывали, а теперь дождь не мочит, солнце не жарит, торгуй сколько хочешь. Торгуют они не за корысть, а потому что работой жизнь держится. Рассказывают о Тамаре Сафоновой, как большой и трудолюбивой огороднице. У нее все прямо родится, как на дрожжах. А много ли надо человеку, пусть и с семьей? С другой стороны, не выбрасывать же. Своим трудом все выращено. Посажено, полито, прополото. Сколько души вложено, сколько разговоров с этой картошкой, помидорами, перцами переговорено. Вот и она у нас торгует. Уже восемьдесят лет, а работой держится – молодец.
А я снова возвращаюсь к своей главной героине.
– Я очень люблю садоводство и огородничество. Живу в трехкомнатной квартире, вся она у меня превращена в сад. Там у меня и цветы растут, и рассаду выращиваю. Весь балкон, как сад. У иных на даче такого нет. Все что вырастила, предлагаю односельчанам, городским дачникам, гостям нашего поселка. Мне нравится. И домашнее хозяйство помогает ощущать жизнь. У меня же интерес ко всему этому есть. Мои соседки по торговой точке все лето тут будут. Сейчас укроп, лук, травы отойдут, ягоды будут, огурчики свеженькие пойдут, потом помидоры, поздние ягоды, яблоки. Осень свои плоды даст. И жить интересно, и копеечка в кармане появится, – улыбается Татьяна Малых.
Мнений по поводу рыночной торговли у более занятых односельчан много, и большинство сходятся во мнении, что такую торговлю, такую занятость надо как-то поощрять, стимулировать. При наличии продуктов в магазине, обязательно должен быть такой мини-рыночек, где укроп душистее, лук с более ярким вкусом, огурчики колючие да пупырчатые, а земляника пахнет медом.