О своей формуле семейного счастья корреспонденту СН согласилась рассказать семья Левачкиных из поселка Рощино Сосновского района Челябинской области.
Сергей и Гульнара вместе со своими детками Софьей, Елизаветой и Сергеем рассказали, как им хорошо вместе.
– Что же такое семейное счастье?
– Это когда все хорошо, когда все вместе, когда все радуются друг другу, – рассказывают девчонки.
– Когда все живы и здоровы, – дополняет мама, – каждый день не устаю благодарить всевышнего, и ничего не прошу, кроме как быть нам всем вместе. А все остальное сложится и всего мы сможем сами добиться.
– Хранить друг друга, хранить свой очаг, заботиться друг о друге, – говорит папа, – только так возможно сохранять семейное счастье. Мы – счастливые люди!
– Расскажите о своей семье.
– В этом году исполняется 14 лет со дня нашего бракосочетания. Свадьба у нас состоялась в красивую дату 07.07.07. Как выяснилось на следующий год – на один день не угадали на День семьи, любви и верности.
Первой, через год после нашего бракосочетания, у нас появилась долгожданная Софья. В то время нам было все равно – девочка родится или мальчик. Когда вторая беременность наступила, мы как-то больше ожидали мальчика. На УЗИ пол долго не могли определить, но Софья тогда у нас уже разгадала – мама, это точно девочка! Даже сама придумала ей имя – Лиза. Сейчас ей уже 10 лет. Потом у нас был большой перерыв. В глубине души надежда теплилась, что сынок будет. Я с детства мечтала о большой семье. Когда играла в дочки-матери, у меня всегда было много лялек. Психологически, интуитивно я была готова к тому, что у меня будет много детей. И вот спустя 9 лет у нас наступает долгожданная, третья беременность. При прохождении УЗИ врач сказал – мальчик.
– Гульнара, у тебя с детства было желание большой семьи. А ваши семьи были большими?
– У моих родителей было двое детей, я и сестра, – отвечает муж Сергей, – а у их родителей семьи были многодетные. Со стороны отца – четверо детей, и со стороны матери пятеро.
– У меня тоже семьи папы и мамы были большие, по четверо детей, – дополняет Гульнара. – Для нас большая семья – это нормально.
– Как вы познакомились?
– Первая школьная любовь. Это был 2000 год, мне было 15 лет, мы учились в 10 классе. Была новогодняя встреча с одноклассниками. Вот на этой встрече между нами «пробежала искра».
– Химия, – дополняет Сергей.
– Кто проявил инициативу?
– Сережа. Он меня взял за руку. От этого прикосновения я почувствовала, что человек мой.
– По статистике школьные браки очень редкие, но очень стабильные и крепкие.
– Да, первая любовь она такая. Либо приносит боль и разочарование. Либо ты по жизни несешь эту любовь до конца, в нашем случае случилось именно так. После школы наши отношения еще проверились службой в армии. Сергей служил в президентском полку. Два года, не как сейчас – один. Для девочки испытать этот трагизм, что ты ждешь, переживаешь, плачешь, ждешь письма. Телефоны появились только на втором году службы. У меня целая коробка армейских писем. Часто перечитываем. Для меня это очень ценно. Люблю этот период жизни. Проверили свои чувства, повзрослели. Когда Сергей пришел из армии, я училась на 4 курсе в ЧелГУ.
– Два года продолжали встречаться. Пришло понимание, что уже пора, сколько можно гулять, – вспоминает Сергей. – Сделал предложение, ходили сватались. Согласилась сразу, не думая. Сыграли свадьбу.
– Свадьба у нас состоялась через неделю после защиты моего диплома. Была жара! У меня была каша в голове, мне кажется, я не спала вообще. Относилась ко всему очень серьезно, все надо было сделать по максимуму, экзамены сдать на пятерки. Окончила с красным дипломом. Сразу после свадьбы полетели в Турцию, устроили себе небольшое свадебное путешествие. Медовый месяц.
– Как у вас складывались семейные взаимоотношения?
– Полноценной семьей, с ребенком, мы стали довольно-таки быстро. У нас не было такого периода, когда, поженившись, хотят пожить для себя. У нас через год появилась Софья.
Отношения сразу укрепились. Ребенок нас сплотил, придал серьезности.
– Как решили квартирный вопрос?
– Полгода прожили с родителями, в феврале взяли в ипотеку двухкомнатную квартиру в Рощино. Квартира была запущена. Слава богу у нас большая семья, за месяц вместе с родителями все отремонтировали. В марте у нас родилась Софья. Из роддома дочка приехала уже в свое жилье.
– Есть ли какие-то семейные традиции? Что-то передали вам ваши родители или бабушки с дедушками?
– Говорят, ребенок копирует поведение своих родителей, переносит их отношения на свою будущую семью. С этим сложно не согласиться. У наших родителей крепкие семьи, в которых царили любовь, преданность, взаимопонимание. Поэтому и мы с самого начала построения нашей семьи взяли эти основы и, опираясь на них, стали выстраивать свое счастье.
Семья у нас интернациональная, сочетаем традиции и православные, и мусульманские. Стараемся детей посвящать и в то, и в другое. Дети крещеные. Мы приняли такое решение потому, что папа у нас православный. Я не против, мои родители тоже. В этом плане у нас никогда не было никаких разногласий. Взаимоотношения с родителями и у них между собой очень теплые. Нас очень много. Мы вместе выходим гулять, собираемся бабушки, дедушки, сестра с семьей.
Отмечаем все календарные праздники. Самый любимый из них – Новый год, который отмечаем с детьми дома. Я сама еще до сих пор верю в Деда Мороза, верю в волшебство, когда ты находишь под елкой подарки. Это самый любимый в семье праздник, мы его очень ждем. Каждый год пишем Деду Морозу письма.
– Новый год мы всегда справляем дома, – дополняет Сергей. – К нам гостей ждем, но сами никуда не ходим, только дома с семьей.
– Праздники – это тоже своеобразная работа, а просто отдых у вас бывает?
– Подстраиваемся под папин выходной и обязательно куда-нибудь выезжаем. В парки, на озера, в кинотеатр, на детские развлекательные мероприятия. Перед рождением Сережи слетали всей семьей в Турцию. Очень понравилось. Ждем, пока Сережка немного подрастет, чтобы он понял, что это такое, чтобы можно было взять его с собой.
– Что больше всего ваша семья любит делать вместе?
– Готовить любим, – отвечают девочки, – спать, валяться, обниматься.
– Можем просто посреди дня завалиться все, – дополняет папа, – и обнимашки у нас происходят, как мы их называем. Гулять любим, фильмы любим просматривать, сказки, мультики. Сядем, посмотрим, попкорном похрустим. Лишь бы вместе быть.
– Как распределяете домашние дела?
– Домашние заботы распределены по силам, по возрасту, каждый ответственен за какую-то работу, за какой-то участок в доме. Софья уже умеет готовить, – рассказывает Гульнара. – Все познается в сравнении. Сравниваю свое нахождение в декрете сейчас и в предыдущие разы. Сейчас мне кажется, я отдыхаю. То, что у меня две повзрослевшие дочери, снимает с меня большую гору работы.
– Я делаю какие-то тяжелые мужские дела, – говорит Сергей, – раньше и супруге помогал. Сейчас уже девчонки с этим справляются.
– С маленьким помогают. У меня с самого рождения не было страха доверять его девчонкам. Бабушки приходили – ой, Гуля, они же его уронят, неправильно возьмут. У меня не было страха. Я считаю, что они должны сразу ощущать друг друга и чувствовать ответственность. Поэтому девчонки с самого рождения с ним нянчатся.
Сережка чувствует разницу между сестренками в возрасте. К Софье он относится, как к старшей. Лиза помладше, с ней больше играет, дурит. Троица Сережа, Лиза и кот. Могут, как котята, подурачиться, порезвиться. А потом, если все зайдет далеко, выступает тяжелая артиллерия в виде мамы и Софьи. Мы приходим и наводим порядки.
– Софья у нас серьезная, – подчеркивает папа, – ко всему подходит ответственно. Лиза может прийти из школы, бросить портфель и – я с подругой договорилась, и убежать. Софья сядет, сделает уроки, все основательно.
Помимо школы девчонки занимаются в музыкальной школе в классе фортепиано. Лизавета еще ходит на танцы. Будние дни у нас очень насыщенны, дома бесконечная движуха. Начиная с этого года я их уже почти не контролирую, доверяю. Они сами знают, куда пойти, когда занятия, что нужно с собой взять.
– Как выстраиваете отношения с детьми?
– По-разному, в зависимости от возраста. Готовим с Софьей, о чем только не поговорим. Лиза, пока помогаю ей уроки делать, поведает все свои тайны. Они у нас учатся чему-то. Каждый ребенок тебя чему-то учит. В современной жизни они даже больше нас разбираются, гаджеты всякие, интернет. Даже учебный процесс в школе уже связан с интернетом. И этот процесс не прекращается. Где-то с лаской подходишь, где-то со строгостью. Даже маленький все понимает. Первое слово, которое он начал говорить – нельзя, причем, адекватно его понимает.
– Что для вас самое главное в воспитании?
– Любовь – самое главное, доверие, взаимопомощь, добропорядочность. Ты должен в первую очередь ребенка научить любить, во всех смыслах этого слова.
– Наказываете детей?
– Ограничение телефона, – отвечают девчонки, – книги читать.
– Раз в голове появилось место для глупой мысли, восполняем идеями из книг, – разъясняет мама.
– Как вы поощряете детей?
– У нас все достаточно ровно. Поссорились, поняли, что к чему, помирились. Стараемся не акцентировать на этом внимание. Конечно, покупаем всякие вкусняшки, но не связываем это с поощрением за что-то. Безусловно, девчонки хотят и чего-то другого, более весомого. К примеру, Софья хотела беспроводные наушники, они не дешевые. Решаем все вместе копить. Она создает свою копилочку на какую-то цель, и мы помогаем осуществить задуманное.
– Сталкивались ли вы с проблемой детской ревности?
– Нет, ни разу. Они не отлипают друг от друга.
– Расскажите о своих увлечениях.
– Я с детства люблю спорт, когда есть свободное время, хожу в спортзал, играю в волейбол и футбол. Маленький подрастет, буду с ним заниматься, как меня отец с детства приучал к спорту, – говорит Сергей.
– Я с детства занимаюсь пением, с 6 лет поступила в музыкальную школу, – рассказывает Гульнара. – Не могу не петь. Когда нет возможности часто ходить на репетиции, ездить на гастроли – даже плохо становится. Очень люблю петь, поэтому занимаюсь в двух ансамблях «Дубрава» и «Умырзая».
– У вас уже богатый семейный опыт, можете что-то посоветовать всем родителям?
– Сейчас молодежь старается строить карьеру, думают только о деньгах. А потом уже просто не получается никакой семьи. Мы не думали о каких-то заработках. Просто жили, любили друг друга. Да, время сейчас сложное. У молодежи много страхов – как начать семейную жизнь, как спланировать беременность. Как ни банально звучит, кроме любви посоветовать нечего. Найти человека, полюбить, почувствовать его. А потом уже, взявшись за руки, начать жить, начать строить семью. Не ждать каких-то лучших времен, а просто поплыть по течению. Любовь все страхи перекроет.
Я девчонкам своим всегда говорю, что мы с папой построили свой плот и отправились по течению. Родилась Софья – перестроили, получился уже не плот, а лодка. Родилась Лиза – расширились, получился корабль. Вот мы крепнем, строим. Сережка появился – у нас лайнер уже, наверное. Большой, более устойчивый и управляемый.
– Хочу попросить вас закончить несколько фраз: – Я хочу, чтобы в нашей жизни было больше…
– Да нам всего хватает, – отвечает за всех Софья.
– Я хочу, чтобы в нашей жизни было меньше…
– Всяких болезней, наверное. Разочарований.
– Я никогда бы…
– Не оставила свою семью в беде, – продолжает фразу Лиза.
– Не пожелала для себя чего-то иного, – дополняет мама.
– Никогда бы не хотел изменить то, что у меня сейчас есть, – подводит итог папа, – мне все нравится! Все как должно быть! Я просто счастливый папка!