Четыре дня жители поселка Полянный Солнечного сельского поселения жили, как на вулкане. Рядом с околицей в разные стороны расползались палы лесного пожара.
В субботу юго-восточный ветер унес огонь в северо-западном направлении. В середине воскресенья, 26 сентября, ветер поменялся, набрал силу и раздул пламя так, что создалась угроза населенному пункту. Огонь двинулся в сторону Полянного, захватил ближайшие покосы, где местные жители скопнили сено. Сизый дым широкой полосой гнало на запад, запах гари от лесного пожара достиг Урефтов. Во второй половине дня, по словам местных жителей, почти вся деревня тушила палы, в усиленном режиме работали пожарные МЧС и противопожарной службы, сотрудники лесного хозяйства.
В местах, где были заросли высокой травы, огонь несколько раз проходил через минерализованную полосу и при порывах ветра быстро проносился по полянам и лесу.
Проблема для пожарных патрулей была еще в том, что не по всем дорогам можно было подогнать тяжелые пожарные автоцистерны к очагам пожара. В местах природного пожара много валежника, как результата лесного пожара, произошедшего три года назад. В воскресный день на месте ЧП побывали сотрудники разных ведомств. К вечеру открытое горение по всей линии лесных палов было ликвидировано.
По словам жителей поселка, в понедельник тянуло гарью, но огня не было. Во вторник пожар вспыхнул с новой силой и двинулся в сторону деревни, захватывая мелколесье и сосняки. Бойцы пожарной части № 264, расположенной в поселке Солнечном, в течение второй половины дня совершили два выезда, но ликвидировать палы в одиночку не смогли.
Около шестнадцати часов на подмогу вышла машина ПСЧ-61 из Долгодеревенского.
На повороте на Полянный пожарный расчет ПСЧ-61 встречает коллег, пожарных из Солнечного. Короткая информация о развитии лесного пожара, обозначение мест подхода к очагам. Теперь уже чувствуется запах гари, сизое марево накрывает часть домов, вокруг которых стоит высокая сухая трава. Естественно, что вокруг деревни, окруженной лесом, никакой минерализованной полосы нет. Минерализованные полосы шириной от метра до девяти метров с расстоянием не менее пятидесяти метров от самого ближайшего к лесу дома, есть только в административных кодексах, противопожарных правилах и технических регламентах.
У магазина дети машут руками пожарным вслед. В памяти всплывает кадр из фильма «Они сражались за Родину». Но я не успеваю настроить фотокамеру.
Автоцистерна пробирается вглубь леса по старой, отсыпанной еще в прошлом веке, дороге, изобилующей ямами.
Вдоль дороги дымятся головни. Видны крупные горы золы – это сгоревшие копны сена. На полянах длинные седые следы истлевших стволов валежника. Молодая березовая поросль обгорела снизу.
На обочине дороги УАЗ с местными жителями, пропахшими дымом пожара.
– Четвертый день пожар тушим. Лесников сегодня нет вообще, в воскресенье приехали на УАЗе три человека и трактор пришел. Но полоса огня уже длинная была. Сено сгорело. Сегодня отбивали от этой дороги, потому что часть не вывезенных еще копен стоит по другую сторону. Наша пожарка из Солнечного, уже третий раз ушла на заправку. Тут, вроде, забили огонь, так он от сосняка опять пошел, – рассказывают жители Полянного, пытающиеся спаси сено от огня.
Тем временем расчет под командованием Евгения Жангужинова разворачивает ствол.
На поляне с выгоревшей травой, продолжает интенсивно гореть валежник, горит лесная подстилка. Горение лесной подстилки вообще коварно тем, что огнеборцы с ранцевыми огнетушителями сбивают верхнее пламя, отсекают периметры и уходят дальше, а огонь, затаившийся под слоем листвы, при ветре оживает вновь.
Евгений Жангужинов заправляет ранец и пробирается в густые заросли молодняка, в завалы старого леса. Тут, кроме человека, никакая техника не пройдет. Огню, в зарослях сухой травы взвивающемуся в рост человека, может противостоять только пожарный.
Жара от расползающегося пожара немного, но есть места, где ты попадаешь в полосы густого едкого травяного дыма – дышать становится трудно.
Боец расчета Марат Гайсин, развернув ствол, забивает пламя на валежнике, проходит часть огненной кромки. Равиль Камалитдинов, водитель пожарной машины, помогает товарищу управиться с развернутым рукавом.
С ельника, что на триста метров северо-восточнее нас, вылетает клуб черного дыма. И можно видеть, как по полосе пожара идет порыв ветра, взметая пламя, черные былинки, горячий пепел. Волна ветра ударяет в стволы березового сухостоя. Раздается треск и удар о землю. Из-под упавшего ствола взметается фонтан искр. Следом трещит и рушится еще одно дерево. Третье падает в двадцати метрах от нас.
За час удалось ликвидировать распространение палов на большом участке, примкнувшем к позавчерашнему горельнику. Но на соседней территории огонь набрал силу. Метрах в пятистах севернее внутри горельника снова огонь сжирает валежник.
Равиль Камалетдинов уходит в разведку – нужно ногами проверить дорогу по лесным опушкам, потому что автоцистерны тяжелы, и, хотя имеют повышенную проходимость, лезть наобум не согласится ни один водитель.
В это время возвращается с заправки расчет части №264. Пожарные принимают решение перегнать автомобили к границам пожара так, чтобы ликвидировать кромку огня с наветренной стороны, потом отсечь огонь на выходах к естественным препятствиям в виде лесной дороги.
– Работать будем долго, – говорит Евгений Николаевич.– Судя по ландшафту, бороться с огнем придется ручными средствами пожаротушения. Стволом отработают коллеги из Солнечного.
Ветер не прекращался всю ночь, к утру снова поменял направление. Но утром ни задымления, ни запаха гари на территории Полянного не чувствовалось.