После публикации материала «Почему не дружат в «Дружбе»?» редакцию газеты «Сосновская нива» посетила делегация садоводов. У них своя точка зрения на происходящее в СНТ.
Собирать не планировали. Но собрали
Мы беседуем с членами СНТ «Дружба» Олегом Кохом и Александром Ураковым, садоводом-индивидуалом Дмитрием Берковским и двумя их единомышленниками. Олег и Александр состоят в товариществе и взносы платят вовремя. Но ситуация, сложившаяся в «Дружбе», их не устраивает.
В интервью с председателем СНТ Андреем Либиком мы задали вопрос – «Когда закончится конфликт в «Дружбе»? Андрей Владимирович ответил, что конфликт не закончится никогда, потому что люди не хотят платить. Садоводы, в том числе и те, кто вовремя платит взносы, считают, что причин конфликта несколько.
Атмосфера в СНТ начала накаляться в 2018 году, незадолго до того, как вступил в силу 217 Федеральный закон о садоводстве. В законе прописана обязанность всех садоводов, независимо от того, является он членом садоводства или не является, – оплачивать взносы на содержание объектов инфраструктуры. И в 2018 году в суд были направлены иски в отношении тех, кто не оплачивал взносы.
Почему же собственники 4, 5, 6 секторов СНТ «Дружба» оказались неплательщиками? Многие из них в свое время вступили в члены СНТ и оплатили вступительные взносы и взносы на создание инфраструктуры. В конце 90-х – начале 2000 годов им предложили выйти из товарищества и не оплачивать взносы. У товарищества не было возможности что-то делать в этих секторах. Собственникам не гарантировали ни воду, ни свет, ни дороги.
Участки в основном позабрасывали, процветало воровство. Исчезали заборы, трубы, баки – все, что имеет хоть какую-то ценность. И когда в 2018 году начали подавать иски, поднялась волна возмущения. Владельцам заброшенных участков выставили долг за 2014, 2015, 2016, 2017 годы. Хотя в эти годы, как утверждают садоводы, для 4, 5, 6 секторов взносы не начислялись. В сметах, приложенных к протоколам общего собрания СНТ за 2014, 2015, 2016 и 2017 года напротив строки «Членские взносы по 4, 5, 6 секторам» стоит прочерк.
Кто-то добровольно начал оплачивать эти взносы, кто-то по судебному решению. Средства от «заброшенных» секторов стали поступать в бюджет СНТ.
– Я понимаю, для того, чтобы появились дороги, появилась инфраструктура, нужны деньги, – говорит Олег Кох. Участок Олега находится в 5 секторе. – Деньги начали собирать в 2018 году за 2017, 2016, 2015 годы (с учетом срока исковой давности). А с кого-то собрали и за более ранние годы. В 2019 году ничего нового в 4, 5, 6 секторах не появляется. К 2021 году с садоводов были собраны взносы за шесть лет. Но ситуация практически не поменялась.
В 4, 5, 6 секторах участки в основном позабрасывали, процветало воровство.
Первым «уходил» металл, но было дело – и стены по кирпичикам разбирали.
«Там отсыпали, там отсыпали…»
Садоводы отрицают, что в 4, 5, 6 секторах сделаны дороги. По их данным, на сегодняшний день в 4 секторе отсыпаны только улица 1 и улица 2.
– Я писал два или три заявления на имя председателя, и в четвертом секторе в этом году одну машину все-таки высыпали, явные ямы заделали в одном месте, а в другом месте прогрейдировали и землей засыпали канавки. Понимаю, что это ненадолго, но хотя бы так. Но это одна улица за шесть лет оплачивания взносов, – рассказывает Олег Кох. – Слышал, что улицу 1 садоводы отсыпали большей частью за свои деньги. БОльшую часть улицы 2 отсыпало товарищество. Но улицы 3, 4, 5 – отсыпаны только на въездах буквально на 30-50 метров. Дальше просто не проехать весной или после дождя. Улицы 6, 7, 8 вообще никогда не отсыпались.
– Это улицы в охранной зоне газопровода? В материале мы упоминали, что в них не будут вкладывать средства.
– Да. Интересный ответ председателя на этот вопрос (был в предыдущей статье «СН»): «Но платить они должны». Люди там не строят, раз участки в охранной зоне, но они хотят там выращивать овощи, приезжать на участок, вывозить оттуда урожай. Их обязывают платить взносы, значит, они имеют право претендовать на объекты инфраструктуры, как то дорога, водовод. При этом им ничего не должны. По нашему мнению, членские взносы для садоводов, участки которых не имеют дорог, воды и света, сильно завышены. Что касается дорог в пятом секторе, из пяти улиц в проезжем состоянии только одна. По остальным можно проехать разве что на грузовике. Шестой сектор – там нет вообще ни одной дороги. Там сплошной пустырь и два домика стоят. Но люди так же должны оплачивать взносы.
Это одна из улиц 4 сектора. Где накатали машины, там и дорога.
Садоводы рассказывают, что в распутицу здесь можно проехать разве что на грузовике.
О подстанции
– В статье прозвучало, что гордость СНТ – это трансформаторная подстанция. Трансформаторная подстанция – это плод усилий собственников земельных участков 4-го и 5-го секторов, – продолжает Олег Святославович. – Председатель нам говорил, что не может протянуть линию от единственной на тот момент трансформаторной подстанции СНТ, она была уже загружена на 100%. Мы писали напрямую в МРСК Урала. Это было в 2016-2017 годах. В том числе и я ходил, добивался. Есть такое 861 постановление о недискриминационном порядке подключения к электрическим сетям. Оплачиваешь 550 рублей и если электролиния находится на расстоянии не более 500 метров, то Россети тянут ЛЭП.
Таким образом в пятом секторе нам протянули электролинию Россети. Люди из 4 сектора начали писать заявления на подключение. Мощностей не было, и в МРСК Урала приняли решение поставить трансформаторную подстанцию. И потом всех на эту подстанцию переключили.
– Она уже введена в эксплуатацию?
– Два года. У нас прямой договор, мы платим, она работает. Какие там заслуги председателя – я не знаю. В этом году, как написано в статье, появились столбы поменьше. Это столбы товарищества. Электрик СНТ сказал, что эта линия пойдет на 2-й сектор. Я прошел, посмотрел – так и есть. Линия через лес уходит на второй сектор. Со слов электрика, кабель куплен. То есть, взносы собираются со всех, а тратятся в основном на содержание инфраструктуры в 1, 2 и 3 секторах. Это тоже причина конфликта.
Садоводы утверждают, что пока в СНТ была одна трансформаторная подстанция, средства на покупку дополнительного трансформатора несколько лет закладывались в смету. В частности, исходя из его стоимости, формировались взносы (в 2018 и в 2019 годах на трансформатор в смету закладывалось по 675 тыс. руб.). В итоге трансформатор в 4 секторе поставили Россети.
В Сосновском РЭС подтвердили, что установили и реконструировали трансформаторную подстанцию в «Дружбе» за счет собственных средств
Диалога нет
Мои собеседники не доверяют правлению СНТ. И это тоже одна из причин длительного конфликта.
– Правление себя дискредитировало. В 2019 году отделом МВД заведено уголовное дело по факту хищения денежных средств в крупном размере. Статья предусматривает до 10 лет лишения свободы. Пока оно заведено на неустановленное лицо из числа должностных лиц правления СНТ «Дружба», которое похитило денежные средства в размере не менее 250 тысяч рублей. Мы надеемся, что дело будет доведено до конца, – продолжают садоводы.
В отделе МВД России по Сосновскому району подтвердили, что указанное уголовное дело находится в производстве.
В садоводстве ежегодно проводятся общие собрания. Казалось бы, если есть вопросы – можно решить их на собрании, не нравится председатель – переизбрать, кажутся завышенными взносы – назначьте другие. Что мешает?
– Итогом этих собраний становятся протоколы, которые удобны правлению СНТ. Неоднократно выявляются одни и те же нарушения. Из-за этих нарушений судом эти протоколы отменяются, – говорят садоводы.
– По 2018 году скажу – собрание не состоялось, явки не было. И даже в протоколе собрания написано, что мы не можем никаких решений принимать. А потом чудесным образом появляется протокол, где все решения приняты. Поэтому суд и решил отменить все решения этого собрания, – рассказывает Александр Ураков.
Александр Викторович несколько раз участвовал в судебных процессах, связанных с отменой решений общих собраний в «Дружбе». Решения 2018 и 2019 годов были отменены Сосновским районным судом. По решению 2019 года СНТ «Дружба» подавало апелляцию. Апелляционный суд оставил решение Сосновского суда в силе.
В 2021 году Александр Викторович участвовал в общем собрании и был в счетной комиссии, которая подсчитывала бюллетени.
– Я со всей ответственностью заявляю, что садоводы проголосовали против этих взносов, против сметы. Для того, чтобы решение прошло, надо набрать две трети голосов. А там было пополам где-то. Из 428 бюллетеней председатель отклонил около 150 бюллетеней со словами, что этими людьми не представлено правоустанавливающих документов на земельный участок, – говорит Александр Ураков. У садоводов сохранилась видеозапись собрания. – Хотя такого требования о предоставлении документов не содержалось ни в бюллетене, ни в извещении о проведении общего собрания. Потом на сайте СНТ разместили протокол общего собрания. Теперь на основании этого протокола людей судят и взыскивают с них деньги.
Одинаковые штрафные санкции – по 1100 рублей с сотки для тех, кто не платит вовремя – еще один повод для несогласия. Взносы у всех разные, от 500 до 1000 рублей, в зависимости от инфраструктуры. По словам садоводов, неплательщикам собирались добавить сверху по 100 рублей. В итоге для них принята общая сумма – по 1100 рублей с сотки. То есть у самых обделенных инфраструктурой садоводов при задержке платежа взнос увеличивается более, чем в два раза. А неплательщики с дорогами, светом и водой должны платить сверху только 100 рублей. И этот момент садоводы так же обжалуют в суде, отмечает Александр Викторович.
– От несовершенства 217 закона, которым пользуются недобросовестные председатели, страдают многие – продолжает Олег Кох. – Мне звонят из других СНТ, говорят, что у них такая же проблема и они ее так же пытаются решить. Под лежачий камень вода не бежит, поэтому с непорядочностью председателей надо бороться поступательными движениями вперед – наверное, закон когда-то поменяется. На что мы надеемся? Мы надеемся, что уголовное дело будет доведено до суда и виновные понесут заслуженное наказание. Мы надеемся, что в СНТ будет другой председатель и будет больше порядка.
– Сменить председателя можно и без суда.
– Мы пытались, – объясняет Олег Святославович. – Наверное, это возможно, но на сегодняшний день очень сложно. Мы уже говорили о том, как происходит собрание. При проведении собрания членов СНТ 2020-2021 года Александр Викторович Ураков был в счетной комиссии, я проводил видеозапись. Три человека в комиссии было, скажем так, от оппозиции, три человека – от правления. В итоге родился протокол счетной комиссии с результатами, где подписались только три человека от правления, другие члены счетной комиссии свои подписи под протоколом не ставили, так как были категорически не согласны.
– Мы не ярые неплательщики. Вот я заинтересован, чтобы в СНТ все развивалось. У меня там домик, я им пользуюсь, хочу и в будущем пользоваться – продолжает Олег. – Сейчас секторы 4, 5, 6, по сути, выступают донорами по отношению к 1, 2 и 3 секторам. И собственников этих участков это не может устраивать.
В прочих расходах, в смете на 2020-2021 год заложено 380 тысяч на услуги юристов по взысканию долгов. На дороги там 350 тысяч заложено. То есть СНТ кормит сейчас юридическую компанию, которая взыскивает долги с тех, кто не хочет платить, потому что не имеет инфраструктуры.
У нас есть фонд заработной платы штатных сотрудников, но мы не знаем, кто у нас в штате. Мы не можем получить штатное расписание для ознакомления. В отчете о проделанной работе все расплывчато, нет конкретного, что в этом году отсыпали улицу такую-то. А написано «была проведена отсыпка дорог, была произведена замена столбов». Где, кому, когда произведена? Было бы конкретно, мы могли бы понимать – в этом году сделали здесь, в том году сделали там. Значит, дойдет и до нас.
– Мы надеемся, что усилия наши не напрасны, и будет в 217 законе уточнение, и председатели будут вынуждены учитывать интересы собственников, – завершает разговор Олег Святославович. – Мы хотели бы донести до людей, что все не так однозначно с взысканием долгов в «Дружбе».
Если у кого-то из садоводов есть вопросы, их можно обсудить. Адрес для обращений в рабочее время: с. Долгодеревенское, ул. 50 лет ВЛКСМ, 21 А (цокольный этаж, офис 9).