Учитель, фермер, сварщик. Казалось бы, что может связывать эти три профессии, коренным образом непохожие одна на другую. Человек! Один человек сразу в трех ипостасях. Знакомьтесь – Альберт Исламов, житель деревни Туктубаево Сосновского района Челябинской области, учитель Сирюсинской школы.
Альберт пришел работать в школу, не имея специального педагогического образования, с дипломом инженера в кармане.
– В 1992 окончил Челябинский политех (нынешний ЮУрГУ) по специальности радиотехника. Времена были тяжелые, работы не было. Устроился учителем в Сирюсинскую среднюю школу. Получил второе высшее образование, педагогическое, – вспоминает Альберт Хадыевич. – Сейчас на пенсии, но продолжаю работать, веду информатику, физику, астрономию, вел математику. В первые годы работы инженерное образование здорово выручало. В 90-е зарплата была маленькая, и её не выдавали. Перебивался ремонтом радиоаппаратуры. Почему пошел в учителя? Вроде, вынужденно, а с другой стороны – мама педагог, среди родственников много учителей, наверное, была предрасположенность к профессии учителя.
Альберт Исламов скромничает, более подходящее слово не предрасположенность, а призвание! О его заслугах на ниве образования мы уже писали в нашей газете. Сегодня поговорим об увлечениях. Хотя язык не поворачивается назвать его занятия хобби. Итак, первая страсть – выращивание земляники.
– Душа отдыхает, когда ягоду собираешь, – рассказывает Альберт Хадыевич. – Но когда с сорняками воюешь… На войне, как на войне…
– Сколько у вас грядок с земляникой и почему именно эта ягода, она же капризная, маленькая?
– Нравится. Еще когда учился в школе, выращивал несколько кустиков. Когда дом построили, было две грядки метров по десять, потом 10 соток, и пошло, поехало. Сейчас два участка по 30 соток, в общей сложности под землянику отведено 60 соток. До сих пор большинство любителей этой ягоды заблуждаются, думая, что земляника маленькая, а виктория большая. На самом деле виктория – это один из сортов крупноплодной садовой земляники. Некоторые наши ягоды доходят до размера небольшого яблока, весом в 40-50 граммов.
– Шестьдесят соток… Кто это все обрабатывает?
– Мы вдвоем с женой Луизой. Тяжело, конечно, иногда и не успеваем, зовем помощников.
– Дети помогают?
– Дети взрослые, разъехались. Дочка Лиза живет в Ханты-Мансийске, у неё недавно дочка родилась. Сын Ильнур живет и работает в городе.
– Вдвоем столько земляники не съесть, что делаете с ягодой?
– Родственники, друзья, соседи, друзья друзей. Приезжают, разбирают, порой даже ягод не хватает.
Напомним, личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Владелец ЛПХ в случае реализации излишков продукции согласно Налоговому Кодексу России освобождается от уплаты налогов.
– Альберт Хадыевич, как вы подбираете сорта ягод?
– Долгое время изучал интернет, книги и другие источники информации, накапливал опыт. Более серьезно стали заниматься земляникой с 2010 года. Первую рассаду привезли сами из Москвы. Затем просто выписывали разные сорта и испытывали их. Берем десять сортов, высаживаем в землю, сравниваем их между собой и с теми, которые у нас уже есть. В течение трех лет выбираем наиболее удачные. Обычно остается два, максимум три сорта. Затем испытываем следующие сорта. Первый год они ничего не показывают. На второй год смотрим, как земляника перезимовала, на третий решаем, стоит ли ее выращивать. Получается, на испытание одного сорта уходит три года. Таким образом у нас накопилось 12 сортов, которые мы сейчас выращиваем. Отбор прошли самые лучшие. Урожайность год от года разная, в среднем килограммов двадцать с сотки собираем.
Идем на плантацию с земляникой.
– Вот участок 30 соток, – показывает Альберт Исламов, – на нем от восьми до десяти тысяч кустов.
– Это ж надо все своими ручками?
– Да, вот третья прополка сегодня, сейчас с женой продолжим. Прополка ручная, убираем все подчистую.
– Как поливаете, с лейкой же не набегаешься?
– На каждый кустик минимум один раз в неделю, надо литр-два воды. Устанавливаю систему капельного полива, сейчас снял из-за усов. На этом участке раскладываю две бухты по два километра.
– Как создаете давление в системе?
– Насос от скважины, пока вода доходит до куста, уже горячей становится. Она же капает очень медленно.
– Следующее ваше увлечение – сварка, металлоконструкции?
– Давно было желание заняться металлом. Первое, что я сделал своими руками, – картофелесажалка. Бывало, что и полгектара картофеля засеивали. Вручную сажать тяжело было, вот и механизировал процесс. Собирать урожай тоже нелегкий труд, сделал картофелекопалку. Это мое второе изделие. Начал серьезно заниматься ягодами, сделал пленкоукладчик, чтобы пленку стелить. В прошлом году занялся холодной ковкой. Попробовал, получается. Себе сделал ворота, матери, друзьям помогаю. До более мелких изделий – мангалов, решеток, козырьков и прочего пока дело не дошло, времени не хватает. В планах есть, конечно.
– Как начинали?
– Построил гараж на две машины (7х7 метров), который потом стал мастерской. Машина в гараже до сих пор ни разу не ночевала. Из оборудования, в первую очередь, купил обычный сварочный аппарат. Приноровился, и тонкий металл варю, и дырки латаю. Несколько приспособлений для гнутья профиля сделал, инструмент всякий в наличии. Болгарки, дрели и так по мелочи, куда без этого.
– Нет желания осваивать горячую ковку?
– Меня не хватит на это все. Огород городить, чтобы пару железок сковать.
– Зимой же у вас наверняка есть время?
– Ну, это у кого как. Зимой тротуарную плитку лью. Все дорожки и площадки во дворе и перед домом из самодельной плитки. Делаю железобетонные столбики. Металл сейчас дорогой, вместо него использую стеклопластик. Огород огораживать пойдет.
– Вы, наверное, и дом построили своими руками?
– Дом, да, своими руками и все пристройки тоже. На участке были только старые постройки. Мы сначала все снесли. И только потом начали строить. До сих пор строимся, строимся и строимся.
Вот мы и познакомили вас с еще одним рукастым человеком. Побольше бы таких людей.