Жаркий спор о любительской рыбалке разгорелся однажды вокруг материала в «Сосновской ниве». Читателей возмутило упоминание о путевках. Какие путевки, их давно отменили! Однако это не совсем так, и не все путевки являются незаконными. Об этом – в нашем материале.
С 1 октября 2016 года вступили в силу поправки в «Закон об аквакультуре» (аквакультура – воспроизводство и выращивание водных биоресурсов). В частности, изменения направлены на уточнение прав собственности на объекты аквакультуры при осуществлении пастбищного рыбоводства.
– В соответствии с законом объекты аквакультуры являются собственностью именно рыбоводного хозяйства, – поясняет начальник отдела рыбоводства и рыболовства Министерства сельского хозяйства Челябинской области Алексей Екимов.
Специалистам в области рыбоводства ещё предстоит изучить все тонкости нового законодательства. Однако всё идет к тому, что пользователь водоема вправе запретить вылов тех пород рыб, которые он выращивает. «Аборигенов» озера – окуня, чебака – ловить никто не запрещает.
В случае незаконной добычи выращенной рыбы пользователь озера вправе обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела за причиненный ущерб предприятию, т.е. кражу. Соблюдение закона по сути возлагается на правоохранительные органы. Механизм воздействия на нарушителей, видимо, будет формироваться лишь со временем.
– На нас сейчас возложена охрана водоемов, при этом никаких полномочий нет, – рассказывает генеральный директор ООО «Кыштымское рыбоводное хозяйство» Александр Новиков. Рыбхозяйство работает на озере Касарги в Сосновском районе, этим летом построило собственные пруды возле деревни Ключевка. Здесь выращивается маточное поголовье, собирается икра для получения рыбопосадочного материала, которым зарыбляются озера.
– Я могу только пальчиком погрозить браконьеру, – продолжает Александр Леонидович. – В лучшем случае сообщить в полицию, где с меня спросят факты. И что получается. Например, на берегу Касаргов задерживаем машину, лодки – все в чешуе. Подъезжаем, ящики замоченные, браконьеры на лодках сети снимают. Пока мы здесь, на берегу, они в разные стороны снасти побросали, это не наше, мол. Звоним в полицию – что делать? А нам – материалов нет, фактов нет. Отпускайте.
Александр Новиков напоминает о Правилах рыболовства, которые уже давно содержат формулировку «на рыбоводных участках любительский лов объектов аквакультуры запрещен без согласия рыбоводных хозяйств». Это касается даже рыбалки на удочку.
– Объекты аквакультуры – это пелядь, сиг, рипус, карп, лещ, щука, судак, карась, налим – их на рыбоводных участках любителям нельзя ловить, – подчеркивает генеральный директор рыбхозяйства. – Но все ловят. Госконтроль, который обязан требовать соблюдения Правил рыболовства, требований не предъявляет. Это равносильно тому, что были бы правила дорожного движения, но на дороге не было бы ГАИ. Любители не знают или изображают, что не знают правила. Наказания нет. А раз нет наказания – нет страха. Кто-то что-то там разводит? Молодцы, мы ловить будем. В результате хозяйства несут убытки и поэтому многие озера в Челябинской области просто не зарыбляют карпом, сигом, рипусом, щукой, карасем и судаком. Выращивают только пелядь, которую можно весной запустить – осенью выловить, она на удочку не клюет. И больше развивать водоемы не хотят.
Поправки в законы призваны урегулировать ситуацию. Список водных объектов, закрепленных за пользователями для осуществления рыбохозяйственной деятельности, можно найти на сайте Минсельхоза в разделе «Рыбоводство и рыболовство». Здесь указан пользователь, водоем, срок действия договора, объекты аквакультуры.
Александр Леонидович говорит, что сами рыболовы-любители жалуются – озер, где можно с удовольствием порыбачить, стало ощутимо меньше. Все понимают, что без зарыбления водоемов ничего не изменится. А кто будет этим заниматься? Генеральный директор ООО «Кыштымское рыбоводное хозяйство» изъявил готовность к диалогу. Рыбоводы готовы рассмотреть предложения рыбаковлюбителей – как работать и отдыхать на водоеме так, чтобы учитывались все интересы.