В Сосновском районе Челябинской области прошёл заключительный этап конкурса профессионального мастерства «Педагогический дуэт». В заключение пары начинающий педагог-наставник провели для своих коллег мастер-классы эффективного партнёрства.
Перед началом конкурсной программы мы встретились с председателем райкома профсоюза работников образования Сосновского района Ольгой Тележенко и попросили коротко рассказать о проводимой работе.
– Конкурс «педагогический дуэт» проходит в рамках реализации программы «Путь к успеху», разработанной в управлении образования и получившей губернаторский грант на её реализацию. Чтобы педагоги Сосновского района совершенствовали своё мастерство, чувствовали свою значимость, профессиональный союз при реализации программы заручился поддержкой главы Сосновского муниципального района Евгения Ваганова. Соглашение подписали председатель районного Собрания депутатов Галина Шихалева, начальник отдела культуры Татьяна Маркина, редактор газеты Анна Махнина. Сразу несколько специалистов управления образования стали кураторами различных направлений в этой программе, а это значит, что внимание к развитию и совершенствованию нашей системы очень большое. Мы в данном случае выделили один аспект, к которому в последнее время притупилось внимание – мы на должную высоту стремимся поднять педагогическое наставничество, понимая, как трудно приходится молодому педагогу, молодому воспитателю на ниве современного образования. Но стремимся и в этом стереотипов не придерживаться. Мы видим, как между молодыми начинающими сотрудниками школ и детских садов и мэтрами-предметниками, асами-воспитателями возникает очень продуктивное, взаимовыгодное сотрудничество, как это сотрудничество от педагогов переходит на детей и родителей. «В Челябинской области, наверное, это первый опыт современности», – говорит Ольга Семёновна.
И её слова в полном объёме подтверждают участники конкурса «Педагогический дуэт».
Первыми свою концепцию дуэта представляют учителя Рощинской средней школы – наставник Ольга Панова и молодой учитель Лидия Елисеева. Дуэту удалось раскрыть сущность вхождения вчерашнего выпускника педагогического университета в реалии школьной жизни.
Зрители увидели, насколько педагог может быть мечтателем, критиком, реалистом и наблюдателем. Задача наставника освободить мечтателя от розовых очков и всю кипучую деятельность молодого педагога направить в нужное русло. Лидия Елисеева даже успела рассказать, с какими мечтами и надеждами она пришла в школу после окончания ВУЗа, и как наставник помогала кроме возвышенных целей принять и исполнять нужную, порой скучную и рутинную работу.
Но черту все равно подвела Ольга Панова:
–У наставника должна быть цель не погубить в молодом педагоге мечтателя, чтобы он смог научить мечтать наших детей!
Нестандартное решение восприятия литературного образа предложил педагогический дуэт педагога-наставника Марии Честюниной и молодой учительницы Евгении Костоглодовой, учителей русского языка и литературы Полетаевской средней школы.
Коллеги полагают, что у современных детей, нагруженных различными мобильными устройствами для получения информации, визуализация писательского слова вызовет больший интерес, чем просто чтение текстов. После некоторого осмысления я для себя назвал данную находку «Урок, как книжка с картинками», хотя, в первую минуту был её противником.
А вот Ольга Тележенко все сомнения тут же пресекла:
Инфографика – это только первый шаг. Возьми визуализацию литературного образа – и простор для деятельности огромный: школьный театр, школьное кино, – охладила она весь мой скептицизм.
И через несколько минут я услышал слова, подтверждающие мнение Ольги Семёновны.
– Мы с Марией Сергеевной разрабатываем концепцию инфографики дальше, я как классный руководитель пятого класса применяю её во внеурочной работе. И мы реализуем проект организации и работы школьного театра. «Мне достались замечательные, творческие пятиклассники, готовые к совместной творческой работе», – сказала в заключении молодой педагог Евгения Костоглодова.
Думаю, запомнилась зрителям и жюри пара Елена Жиангулова и Анастасия Малёва, наставника-воспитателя и начинающего воспитателя из Есаульского детского сада. В данном случае педагогический дуэт реализовал программу визуально-эмоционального воспитания детей дошкольного возраста. Сначала весь зал увидел, каким опытом обладает воспитатель со стажем Елена Жиангулова.
Потом из большого сундука с опытом был извлечён сундучок поменьше и передан Анастасии Малёвой. И тут мы узнали, что молодая воспитатель занимается изготовлением фигурок для пальчикового театра.
Тут уж хоть сама сказки рассказывай для детей, хоть детей привлекай к рассказыванию сказок. Вместе с компетентным жюри уговорили соратниц и нам показать отрывок из сказки «Теремок».
Заместитель начальника управления образования Татьяна Приданникова поинтересовалась взаимосвязями в работе наставника и молодого воспитателя. Елена Жиангулова ответила:
– Если я делюсь с Настей опытом работы с детьми, она помогает мне в работе с компьютером и компьютерными программами. В этом году нам много пришлось провести времени за современными гаджетами, общаясь с родителями на расстоянии. Анастасия была для меня тем человеком, к кому я обращалась при выстраивании дистанционной работы.
Совместную работу по развитию мелкой моторики, фантазии, пространственному мышлению показали педагог-наставник Нина Сопельцева и начинающий воспитатель Альбина Рахимова. Воспитатели ведут работу с игровой мозаикой Фребеля.
Используется данное техническое средство в старших группах детсадовских групп.
Педагог-наставник Татьяна Звездова и молодой воспитатель Татьяна Лауфер раскрыли большому жюри секрет, как их педагогический дуэт смог добиться активизации родительского внимания и к собственным детям, и к педагогической работе детсадовских групп.
Оказалось, толчком к пристальному вниманию, стала увлечённость Татьяны Звездовой вышивкой. Одна своеобразная техника вышивки дала возможность воспитанникам детского сада собственноручно изготовить для мам необычные открытки, что и заинтересовало родителей. Татьяна Лауфер в 2020 году в период пандемии пошла еще дальше и предложила детям самостоятельную работу. А дети уже вовлекли в неё родителей.
Как во время обсуждения проектов заметила директор Теченской средней школы Райхана Козина:
– Некоторые трудности в заданиях повлекли за собой обращения родителей к воспитателям. Появился контакт. Так из узкой технологии развития моторики, глазомера, усидчивости Татьяна Лауфер шагнула еще дальше и стала выстраивать отношения между педагогом и родителями.
Ольгу Тележенко, Райхану Козину, меня, как более свободных и творческих, отпустили на обсуждение данного конкурса, а Татьяне Приданниковой и Антону Шайнурову предстояло еще просмотреть авторские ролики и оценить видео.
18 марта на расширенном совещании руководителей дошкольных образовательных учреждений и директоров школ прошло награждение участников конкурса. Лидерами в педагогическом дуэте стали замдиректора по ВР Ольга Панова и учитель истории и обществознания Лидия Елисеева, сотрудники Рощинской средней общеобразовательной школы. Но в программе "Путь к успеху" нет проигравших. Работая над заданиями конкурса, готовясь к мастер-классам и другим мероприятиям, педагоги и воспитатели освавали что-то новое, учились друг у друга. И теперь это новое, новые методики и техники будут работать в детских садах и школах Сосновского района.