Почему полиция не называет Сосновский район сельским? Где чаще происходят бытовые скандалы, что делают народные дружинники и почему трудно дозвониться в дежурную часть? Об этом и не только рассказывает начальник отдела МВД России по Сосновскому району Челябинской области подполковник полиции Евгений Оленич.
На фото: начальник отдела МВД России по Сосновскому району Челябинской области подполковник полиции Евгений Оленич
– Евгений Викторович, вы уже более полугода возглавляете Сосновский отдел МВД. Чем, на ваш взгляд, Сосновский район отличается от других территорий?
– Здесь много строящихся объектов и большая протяженность территории. Казалось бы, сельский район. Но он далеко не сельский. Есть предприятия с большим количеством рабочих мест: «Тандер», «Макфа», «Равис», «Газпром». Люди работают не только местные, много приезжих. Садоводческие товарищества практически все на нашей территории. Что касается преступлений, – у нас преобладают кражи из садовых домов, из частных домовладений. Очень много конфликтных ситуаций на бытовой почве, это связано с появлением новых микрорайонов, таких как Белый Хутор, Залесье.
– Если судить по сводке происшествий, жалобы на соседей действительно чаще всего можно встретить из новых микрорайонов. Почему?
– Люди приехали из разных городов. У каждого свой менталитет, свои устои, свой быт. Кому-то надо жарить шашлыки, кому-то петь песни и слушать музыку в 11 часов вечера. А ктото хочет отдохнуть.
– Но закон для всех один…
– Да, закон для всех один, поэтому сейчас с этим попроще стало. Люди поняли, что закон о тишине, принятый в Челябинской области, работает. Администрация с нами плотно сотрудничает. И уже не такой вал звонков идет – штраф в 1000 рублей никому не хочется платить.
– Насколько реально раскрыть кражи из садовых домиков?
– Садовые товарищества удалены от населенных пунктов. Охраняют их чаще всего люди пенсионного возраста, которые в ночное время не выходят. Освещения нет. Но раскрыть – раскрываем, задерживаем. Воруют, как правило, маргиналы, которые живут в Челябинске.
– Как вы их находите?
– Они же сдают провода, металл, – то, что они украли, – в приемки. Проверяем точки, изымаем, показываем хозяевам. Сейчас кражи электроинструментов – очень больная тема. Инструменты стоят дорого, а граждане предпочитают их хранить в садовых домиках. Сумма ущерба на каждую кражу выходит достаточно серьезная.
Конечно, не все получается раскрыть. За прошедшие полгода личный состав у нас обновился примерно на 90%. Набрали молодых сотрудников, появились новые участковые. Уголовный розыск пришлось обновить полностью.
На фото: старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска капитан полиции Дмитрий Плеханов и зам.начальника уголовного розыска подполковник полиции Эдуард Сазонов.
– Эти меры уже себя оправдали?
– Участковые уполномоченные год заканчивают очень хорошо. У них плюс в выявлении и преступлений на 100%. Мы приняли пять новых участковых, костяк остался тот же. Раскрытие краж пока хромает. Пока еще нет того опыта, чтобы раскрывать такие преступления. Но то, что касается тяжких преступлений, по убийству, по причинению тяжкого вреда здоровью – ведем на 100 %.
– Когда вы принимаете на службу – какие требования предъявляете к сотрудникам? Каким должен быть идеальный полицейский?
– Скажу так, что полицейскими не родятся. Ими становятся. Не один год должен пройти. Бывает, ребята приходят, у кого родители ещё в милиции работали. Но 70% приходят с гражданки, они представления не имеют, что такое служба в полиции. Вот два сотрудника устроились, прошли комиссию, но не выдержали той нагрузки, сказали – мы думали, тут немного подругому. И по собственному желанию уволились. То есть мы затратили время, средства. Но по моральным качествам эти парни не подошли.
– Что это за нагрузки?
– Ненормированный рабочий день. Приходится работать по ночам, потому что наши недобропорядочные граждане преступления совершают по ночам. Поэтому приходится и в засадах сидеть, и с людьми общаться. Кстати, умение общаться с людьми – очень важный критерий для полицейского. Умение выстраивать разговор, поведением своим расположить человека к себе, чтобы получить нужную информацию. Многие люди забыли, что такое помощь полиции. А без населения мы тоже практически беззубые.
– Какого рода помощь нужна?
– Информация. По тем же местам, где торгуют наркотиками, где скупают краденое. Это же все делается на глазах у людей. Такая информация нам просто необходима.
– Еще есть вам в помощь народные дружины…
– Мы плотно работаем с двумя народными дружинами, в одной 6 человек, в другой 8. Привлекаем их к охране общественного порядка.
– В чем заключается их работа?
– В основном это пресечение правонарушений во время патрулирования с ППС. Где-то своим видом помочь. Когда видит правонарушитель, что два сотрудника полиции и два дружинника – для него очевидно численное преимущество на стороне сотрудников полиции.
– Какие бонусы получают дружинники?
– Бонусы… Им к отпуску сейчас прибавляется по пять дней, это все прописано в законе. Каких-то особенных льгот для них нет. Идут в основном по зову сердца. Есть такие, которых затягивает наша работа, и они становятся в ряды полиции. У нас есть такие ребята, сейчас они работают сотрудниками патрульно-постовой службы.
– У вас и обучение бесплатное.
– Да, высшее образование можно получить бесплатно в профильных вузах. Это Краснодар, Уфа, Омск, Екатеринбург. Командировка оплачивается.
– Предпочитаете принимать мужчин?
– Знаете, есть должности, где мужчина не всегда справится. Это такие службы, как следствие, дознание. Расследование уголовных дел – это тяжелый труд, который требует какихто определенных навыков, склонности. Женщины – они более усидчивые, спокойные, рассудительные. Я сейчас принял решение, что помощниками оперативного дежурного должны быть женщины. Потому что умеют общаться с людьми, принимать заявки. Конечно, там, где опасно, – в службе участковых и в уголовном розыске – там работают только мужчины.
На фото: помощник оперативного дежурного дежурной части старшина полиции Анастасия Ильиных
– Расскажите про засады.
– Историй про засаду очень много можно рассказать. У нас есть подразделение по борьбе с наркотиками. Там работают четыре сотрудника. Там практически в неделю два-три раза приходится сидеть в засаде и караулить людей, которые распространяют и приобретают наркотики. В прошлом году было раскрыто 38 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В этом году уже 46. Опять же, хотелось бы обратиться к населению, чтобы сообщали о местах, где торгуют наркотиками.
– Есть такое мнение, что «все знают, что там торгуют наркотиками, но никто ничего сделать не может».
– Это дело времени. Я постараюсь сделать все, чтобы у сотрудников появилось желание не проходить мимо. Борьба с наркотиками – это приоритетное направление в нашей деятельности.
– У читателей неоднократно возникает вопрос, почему трудно дозвониться в дежурную часть. Туда вообще надо звонить или лучше набирать 02?
– Территория обслуживания отдела очень огромная. Населения прибавилось. Звонков увеличилось во много раз. Стоит многоканальный телефон. То есть, если дежурный принимает сообщение, а кто-то в это время звонит, то непонятно, что телефон занят. Создается впечатление, что просто не отвечают. А дежурный один. Поэтому происходят такие накладки.
– Может, добавить дежурных?
– По штату у нас один дежурный и помощник дежурного.
– Что тогда посоветовать людям?
– Звонить в 112, 02 оператор УВД города Челябинска. Они звонки передают нам.
– Сколько сообщений в сутки принимает дежурная часть?
– От 50 до 70 сообщений. Самый пик приходится на пятницу, субботу, воскресенье.
– Когда народ начинает расслабляться…
– Да. В основном приходят сообщения о скандалах в семье, между соседями, о побоях, драках.
– Кто чаще всего совершает преступления?
– Преступность молодеет очень сильно. В настоящее время чаще всего преступления совершают молодые люди от 16 до 25 лет. И это довольно тяжкие преступления. Часто нарушают закон ранее судимые лица, которые выходят из мест лишения свободы. Не находят себя, не всегда могут устроиться. К слову, начальником главного управления генералом Андреем Федоровичем Сергеевым было принято решение о том, что мы должны заниматься их ресоциализацией. В частности, помогать устраиваться на работу ранее судимым, освободившимся из мест лишения свободы.
По данному вопросу достигнуто соглашение с «Макфой», с «Рависом», управляющими компаниями, железной дорогой. Мы потом отслеживаем «своих» работников. Да, не всегда удается им удержаться на местах, вредные привычки иногда перебарывают. С систематическими нарушителями мы уже наладили систему профилактики. Мы их проверяем, накладываем ограничение через суд. Допустим, им запрещено посещение мест, где распивают спиртные напитки, – баров, кафе. То же самое и нахождение вне жилого помещения после 22 часов. Им нельзя выходить из дома с 10 вечера до 6 утра. И таких у нас в Сосновском районе 48 человек.
– Недавно в Кременкуле ДПС-никам пришлось стрелять, чтобы задержать пьяного водителя. Водитель был ранен в ногу. Правомерны ли были действия полиции?
– У человека в состоянии алкогольного опьянения руки-ноги работают отдельно от головы. Его поведение непредсказуемо. Я считаю, ребята сработали грамотно, машину задержали. Да, применили оружие, ранили человека. Но предотвратили самое страшное. Чего не удалось предотвратить, например, недавно на Свердловском тракте, когда погибли люди. После этого провели проверку и прокуратура, и следственный комитет, и мы сами. Генералом была объявлена благодарность сотрудникам ДПС. С моей стороны тоже будет поощрение, подробности будут известны 10 ноября.
Уважаемые сотрудники отдела МВД! Спасибо вам за службу. Желаем здоровья, счастья, любви и удачи!