Второго декабря в Сосновском районе впервые будет проходить районный праздник для тех людей, кто смог подарить тепло своей души не только родным детям. Анатолий Алексеевич Чурсин тоже станет участником этого праздника.
В начале двухтысячных в обычную российскую семью пришло горе. Один за другим умерли молодые родители, и две девочки и полуторагодовалый малыш остались одни. Случилось это в семье человека, уже пенсионера, жителя поселка Полетаево Анатолия Чурсина. Тогда они с супругой Ангелиной решили, что дети будут воспитываться в их семье. Больше из родных у детей не было никого. Так бабушка и дедушка заменили родителей.
Сегодня Анатолий Алексеевич рассказывает, что внук Артур, когда был совсем маленьким, звал его папой. Но потом пришлось Артуру пояснить, что папы и мамы нет. Есть только дедушка.
Шесть лет назад семью постигло новое несчастье. От инфаркта умерла супруга Ангелина. В то время внучкам уже было 19 и 18 лет, Артуру – 7.
– Так вот я и остался один в одном лице, – говорит Анатолий Алексеевич.
– Сразу вместо всех. Погоревали, а жить-то дальше надо. Утром подъём, собираются в школу, я кормлю их завтраком. Они ушли, я за готовку обеда берусь. Когда возвращались из школы, обедали. Потом приберёшься в доме – дело к ужину. Я в большой строгости их не держал. Но сразу сказал: моё слово – закон. Уж как вы с этим поступать станете, дело ваше. Не послушались – разбираться станем.
Но дед сознается, что авторитаризма и больших строгостей не проявлял. Иногда и шлепнуть можно было. Со своими бы детьми так бы и поступил. С испокон века так велось.
– Меня батя иногда веселил, – усмехается собеседник. – И сейчас ещё когда словцо крепкое скажет. Бате моему, прадеду моих внучат, сейчас 93 года. Он участник войны, раненый был. Но вот бог веку даёт. Я к нему раз в неделю обязательно наведываюсь. Надеюсь, что и мои внуки меня не оставят, хотя и взрослыми будут.
Внучки уже выросли, обзавелись своими семьями.
– У меня уже правнуки есть. Внучки самостоятельные. Мы сейчас с Артуром вдвоём. Он парень взрослый, всё понимает. В школе нормально учится, четвёрки, пятёрки по предметам получает. Учителя на него не жалуются. Я в школе бываю, – этот момент Анатолий Алексеевич выделяет особо, – на родительские собрания всегда ходил и сейчас хожу. Меня в школе педагоги знают. А как же иначе. Поколение нынче совсем другое, нежели мы в их возрасте. И много что по-другому. Даже в среде учителей меня некоторые позиции не устраивают. Строже должны учителя быть. И за своим поведением следить, запанибрата со старшеклассниками нечего себя вести.
Почему так думает и говорит Анатолий Алексеевич? Наверное, из-за воспитания и убеждений, он целиком из другой эпохи. В семидесятые работал в МВД, служил начальником Кыштымского ГАИ, но родом из Полетаево, поэтому и считается с мнением односельчан. Живут Анатолий Алексеевич и внук Артур в частном крестьянском доме, куда ещё не добралась цивилизация. Зимой топят печь, летом занимаются огородом. Дед говорит, что на жизнь, в общем, всех выплат, какие он сейчас получает, хватает. Но с шиком не заживешь. Однако соглашается, что внука иногда балует чем-нибудь особенным. На экономии средств.
Артур увлёкся хоккеем, в Полетаево есть возможность заниматься этим видом спорта. Дедушка и сам в 1968 году с удовольствием носился с клюшкой по хоккейной площадке, играя за ЧМК.
– Вот гляди, и Артур вырастет, – улыбается дед, – собирается стать поваром. Говорит, мне нравится людей кормить. Пусть так. Я согласен.
На фото: Анатолий Алексеевич Чурсин с внучкой Кристиной