На протяжении уже нескольких лет с 1 января вступают в действие поправки, касающиеся правил дорожного движения и всего, что с ними связано. К чему готовиться, какие нововведения ожидают нас в этом году?
Предложение по реанимации советской системы «дырок» и «баллов» для водителей за систематические нарушения ПДД поднималось уже неоднократно. Однако баллов в российских ПДД пока что нет. Но, как говорится, лёд тронулся, господа присяжные заседатели!
Недавно Госдума начала разбираться с ответственностью за агрессивное вождение, а в октябре в первом чтении подавляющим большинством голосов («за» – 403 депутата, против – 40, воздержались – 2) приняла очень важный законопроект, который возвращает советскую практику «дырок» в правах. Согласно новому документу, с 1 января 2017 года в КоАП должна появиться статья 12.38 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования ТС и управления ТС».
Напомним, что система «трех дырок», когда за нарушение ПДД водитель получал прокол в талоне предупреждений, действовала еще в СССР. Три отверстия – лишение прав на 12 месяцев.
После развала Союза проколы ушли в прошлое, но в 1993 году вместо них появились баллы, которые вписывались во вкладыши к водительскому удостоверению. Проезд на красный «стоил» 3 балла, превышение скорости на 10-30 км/ч – 2. За 15 баллов, набранных в течение года, лишали прав на 3-6 месяцев.
И ведь действовало. Как говорит сосед по гаражу, назовём его «дядя Вася», в то время молодой и красивый, набрал к лету 12 баллов, и дальше ездишь как шёлковый – всегда трезвый, без превышения скорости и без нарушений, даже в пустыне. Иначе – ходишь пешком. У меня «времянка» всё еще лежит в правах – ходят слухи, что ее введут опять вместе с баллами.
К сожалению или к счастью, оценки в народе балльной системы расходятся, но в 1997 году она была упразднена как не соответствующая Конституции. Юристы смогли доказать, что получение штрафа одновременно с баллами и лишением прав относится к понятию «двойное наказание» за одно и то же нарушение. Кстати, с того времени 50 статья Конституции России не менялась. В ней по-прежнему написано «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». Если данный законопроект будет окончательно принят, что делать с Конституцией – переписывать?
Вернёмся к дяде Васе.
– А как вы думаете, за что будут баллы начислять, не за всё же подряд?
– Я думаю, только за очень серьёзные нарушения – проезд на красный, большое превышение скорости, выезд на встречку, скорее всего, и про пешеходов не забудут.
– Ещё вопрос, сейчас столько камер видеофиксации нарушений ПДД, будут ли учитывать их показания?
– Ну, это вряд ли, их столько понатыкано, что через месяц-другой по дорогам ездить будет некому, а ведь среди них не только любители, но и профессионалы. Думаю, рассматривать будут только протоколы гаишников.
Как ни странно, но сосед попал почти в точку, в нюансы вдаваться не будем – законопроект ещё дорабатывается, но про основное скажем.
Под «систематическим» подразумевается три нарушения в течение года. Нарушил в четвертый раз – останешься без прав на 1-1,5 года. Нарушения, которые выявлены камерами, работающими в автоматическом режиме, учитываться не будут. Если же сотрудники ГИБДД сами поставили камеру на дорогу, и потом вас тормознули, нарушения будут попадать в вашу копилочку.
Несмотря на явное единодушие народных избранников, в широких массах у законопроекта есть как сторонники, так и противники. Кто-то переживает за сотрудников ГИБДД – боятся, что балльная система вынудит водителей давать взятки, что совсем развратит моральный облик полицейских. Кто-то переживает за себя, любимого. Попасть под строгий взор, например, за невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам – очень даже просто.
Смущает и то, что проект нового закона носит сугубо репрессивный характер. Например, почему бы не ввести для водителей, которые несколько раз в год нарушили ПДД, временные удостоверения с ограничениями (этот опыт давно доказал свою эффективность во многих странах мира). Или обязательные курсы по восстановлению знаний ПДД.
Конечно, покатушки «золотой молодежи» – весомый аргумент «ЗА», но за ними стоят не менее «золотые» высокооплачиваемые адвокаты. А кто вступится за дальнобойщика, колесящего на своём автомобиле по бескрайним просторам нашей Родины?