Ежемесячно собственникам домов и квартир приходят квитанции, в которых указан длинный «прейскурант» за услуги ЖКХ.
За неоплату этих услуг сейчас установлены серьезные санкции – от штрафов до выселения. Однако обязан ли потребитель оплачивать услуги ЖКХ в случае, если они оказаны ненадлежащим образом или же в некоторые дни месяца не оказывались вовсе? С требованиями, которым должны соответствовать предоставляемые услуги ЖКХ, можно ознакомиться в Приложении 1 к «Правилам предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Если потребитель считает, что ему оказана услуга ненадлежащего качества (например, из крана в зимний период льется едва теплая вода), он вправе подать заявку в аварийно-диспетчерскую службу. Заявка может быть подана как в устной, так и в письменной форме. Заявитель должен указать свои ФИО, адрес квартиры или дома, где обнаружено несоответствие, а также вид некачественной услуги. Заявка должна быть обязательно принята и зарегистрирована сотрудниками службы, о чем сразу же сообщается заявителю.
Если сразу же не удалось выяснить причины нарушения, то должны быть назначены дата и время проведения проверки.
После проведения проверки составляется акт с указанием всех необходимых данных – даты и времени проведения, выявленных нарушений, использованных методов и инструментов, выводов о дате и времени начала нарушения. Акт должен быть составлен по числу лиц, заинтересованных в нарушении.
Если во время проверки будет установлено, что никаких нарушений не было и все услуги предоставляются надлежащим образом, об этом в акте также должна быть сделана пометка.
Нередки случаи, когда между участниками возникает спор – проверяющая сторона утверждает, что нарушений не было, в то время как потребитель имеет противоположное мнение.
В этом случае необходима дальнейшая проверка, которая может заключаться либо в проведении экспертизы, либо в повторной проверке с участием представителя Государственной жилищной инспекции или представителей общественного объединения потребителей.
Важно: даже если инициатором такой проверки выступит потребитель, оплачивает её компания, предоставляющая услуги ЖКХ. Однако в случае, если нарушение не подтвердится, гражданин будет обязан возместить все расходы на проведение экспертизы исполнителю услуг ЖКХ. Именно по этой причине чаще всего проводится повторная проверка.
Бывают и такие случаи, когда исполнитель услуг отказывается от проведения проверки. Тогда потребитель может смело взять инициативу в свои руки и составить акт проверки самостоятельно – при этом он должен быть подписан не менее чем двумя потребителями и председателем организации, управляющей домом.
Если факт непредоставления или ненадлежащего предоставления услуг подтвердится, потребитель вправе требовать перерасчета оплата за некачественные услуги ЖКХ. В некоторых случаях допускается полное освобождение от оплаты. Однако чаще всего перерасчет производится следующим образом: количество дней предоставления некачественной услуги делится на общую продолжительность предоставления услуги в расчетный период, который составляет месяц (30-31 день). Получившийся результат умножается на сумму платы за коммунальную услугу.
Александр Щербинин, адвокат, заместитель председателя Коллегии Адвокатов