19 декабря в очередной раз на полигон ТБО в Полетаево прибыла большая делегация из представителей общественности, журналистов и экспертов по экологии.
В течение полугода ходят упорные слухи о том, что город Челябинск, в конце концов, остановит эксплуатацию своей свалки и повезёт сотни тысяч кубических метров мусора за город. Называются точки, где ТБО будет храниться. И точки эти находятся в пригородном Сосновском районе. Полигон ТБО в Полетаево одна из них.
Как всегда, у объекта есть сторонники, есть противники. Противники объединены, и для них не существует никаких доводов социально-экономического характера. Они просто против!
Директор полигона Валерий Ткачук провел делегацию по всем точкам объекта. Он объясняет, что от проекта до сегодняшнего дня полигон прошел несколько этапов, от государственных контролирующих, проверяющих, санкционирующих структур получены все необходимые документы. Предприниматели, в частности бизнесмен Алексей Кожевников, осваивающий промышленную площадку вблизи Полетаево, говорят о том, что полигон построен с перспективами на будущее. Это не просто место захоронения отходов. Это промышленный комплекс, в котором будет производиться сортировка бытового мусора. Такие требования поставил перед региональными властями президент страны, потребовав, чтобы с первого января 2017 года бытовой мусор перестал быть экологическим бедствием.
Владимир Ткачук, директор предприятия, и бизнесмен Алексей Кожевников показывают ангар, в котором установлена специальная установка, для сортировки мусора, для брикетирования пластиковых отходов, бункеры под бумагу, стекло, металл. По словам предпринимателей, в специальное хранилище, устроенное за километр от промплощадки, будут вывозиться органические остатки.
Как мне показалось, против сортировочного комплекса общественникам сказать нечего. Он есть, испытания его проведены, есть несколько сбрикетированных пачек с ПЭТбутылкой, есть отгруженные в бункеры картон, стеклотара, пивная и консервная банки. Повезут сюда мусор, конвейер заработает.
Хранилище карьерного типа построено по проекту. Борта и дно выстланы специальной плёнкой, сделаны дренажные отводы, переливные колодцы, вырыт специальный пруд-отстойник. Вокруг хранилища проложены промышленные рокады, насыпаны глиняные борта, способствующие природному водоотведению. Со скатов, обращенных к мусорному котловану, вода скатывается в котлован, через дренажи уходит в переливные колодцы и попадает в пруд-отстойник. Там может быть вместе со шламовыми стоками или использована в круговороте для орошения места захоронения органических отходов.
Алексей Кожевников считает, что на сегодняшний день «Полигон ТБО в Полетаево» один из немногих объектов с циклом современных и безопасных для человека и окружающей среды технологий.
– Мы еще не начали работать, – говорит предприниматель, – Мы не знаем, как поведут себя органические остатки, когда их будет прессовать в котловане специальная техника, чтобы лишить воздушных прослоек и не позволить быстрого разложения. Мы предполагаем, что запаха не будет. Опасности для водных объектов не будет. Источники подземных вод мы не загрязним, так как производитель покрытия гарантирует очень долгий век этому покрытию и достаточную устойчивость от механических повреждений. А каждый метровый слой органики планируется перекрывать полуметровым слоем грунта, чтобы избежать самопроизвольных возгораний. Но чтобы начать работать эффективно, необходимо обеспечивать объемы переработки. Для предприятий переработки вторичного сырья, наших партнёров, это очень важно. Например, ПЭТ- отходы будут уходить на шрот, из которого изготавливают пластиковые трубы, канистры, добавляют в асфальтовые смеси. Стекло, возможно, пойдет на изготовление плитки.
Далее мы говорим о промышленной территории. Как и зачем вывели земли из сельхозпользования? Этот вопрос со стороны лидеров общественного движения мне не понятен. Предприниматель развивает промышленное производство, на своей площадке планирует иметь инвесторов. Да и сам полигон считается промышленным объектом, и без перевода земли из одной категории в другую просто нельзя осуществлять деятельность. Вопрос бы был актуален и понятен, если бы в Полетаево сельхозпроизводители дрались за каждый кусочек посевных площадей. Но здесь, по данным сельхозуправления, с горем пополам занимают 66 га под овощи и картофель.
Директор продолжает показывать объекты. Проводит посетителей в сторону пруда, потом подробно знакомит с помещением для сотрудников. Кстати, помещение для рабочих имеет раздевалку, сушилку для верхней одежды, туалет, душевые кабины, комнату для делопроизводства, комнату отдыха.
Вроде бы всё нормально. Дорога проложена. Карта, где планируются работы, имеет линию освещения. При ввозе мусора есть весовая и осмотровая площадки.
До речной поймы далеко. Гораздо дальше, чем от поворота на Бутаки, где мусор из Полетаево лежит с девяностых годов, присыпанный грунтом.
У несогласных остается единственный аргумент: «Воняет, и от мух летом спасения нет!» Другого ответа, почему люди так старательно борются с весьма перспективным проектом, способным улучшить экологическую ситуацию в нашем регионе, не последовало. Как может «вонять» и плодить насекомых ещё пустой отходоприёмник, осталось без ответа. Люди знают лучше, потому что тут живут.
А что же эксперты? Вот мнение некоторых из них, уже по десятку раз высказавшихся на тему работы Полетаевского полигона ТБО. В ноябре с группой журналистов по полигону ходили директор ООО «Экорешение» Анна Устименко и доктор биологических наук (экология), профессор кафедры безопасности жизнедеятельности ЮурГУ Андрей Смагин. Они недочетов в проекте и технологии не нашли. Повторный выезд общественный совет Минэкологии наметил весной, чтобы промониторить утилизацию ТБО в процессе деятельности полигона.
Активисты штаба общественной поддержки губернатора Челябинской области приняли участие в экологическом контроле нового полигона твердых бытовых отходов в Сосновском районе.
Как отмечают общественники, место для размещения полигона, поселок Полетаево, выбрано удачно. Объект располагается на землях промышленного пользования в пяти километрах от населенных пунктов и четырех – от рек Миасс и Биргильда. Расстояние до границы санитарной зоны поселков и технических водных объектов составляет два километра.
Общественник Виталий Безруков, принимающий участие в экологическом контроле штаба, говорит, что данное предприятие должно решить проблему для многих посёлков Сосновского района. Необходимо избавляться от несанкционированных и необорудованных свалок, мусор размещать централизованно на спецобъектах, внедрять глубокую переработку.
И я с этим согласен. На всех новых, планируемых к строительству, и старых полигонах, существующих на территории нашего района, должна существовать глубокая сортировка, а по возможности и переработка бытовых отходов. Полигон ТБО в Полетаево может стать не просто первой промплощадкой с новым отношением к мусору, но и экспериментальной площадкой по превращению отходов в доходы.